Доброград как картошка. Что вырастет из инфраструктурного проекта?
Губернатор Александр Авдеев уверен, что проект особой экономической зоны «Доброград-1» и развития города Доброград состоится. По словам главы региона, «более выгодного проекта во Владимирской области пока нет». И хотя показатели реализации не впечатляют, в Белом доме просят подождать: мол, картошка тоже не сразу растет.
Напомним, на развитие Доброграда область взяла инфраструктурный кредит в 3,8 млрд рублей. На эти средства в городе должны построить дороги и социальные объекты. В ответ Белый дом гарантировал, что на этот раз проект достигнет целевых показателей (с Камешково это сделать не удалось, поэтому выделенные правительством 600 млн рублей придется вернуть). Пока что показатели Доброграда вызывают вопросы. За более чем год реализации проекта:
- из 24,3 млрд рублей инвестиций привлечено 4,7 млрд рублей (19,3% от целевого показателя);
- из 4282 рабочих мест создано 188 (4,4%);
- вместо 7547 человек в Доброграде живут 964 человека (12,8%), а прописано еще меньше – 257 жителей;
- из 188 тысяч кв.м жилья построено 38,5 тысячи кв.м (21,2%);
- из 9,5 млрд рублей отчислений, по данным Белого дома, в бюджет поступило 0 рублей.
Есть проблемы и с резидентами особой экономической зоны. Там планировалось запустить 7 проектов на 1050 рабочих мест и 5,5 млрд рублей инвестиций, однако из-за санкций запуск части производств отложили.
«В связи с текущей геополитической ситуацией и внешним санкционным давлением со стороны недружественных государств резиденты ОЭЗ «Доброград-1» были вынуждены перенести начало строительства производственных объектов на более позднее время по объективным причинам, в том числе связанным с трудностями приобретения иностранного оборудования. Таким образом, в настоящее время резидентами ОЭЗ «Доброград-1» ведется работа по корректировке инвестиционных проектов», – сообщил Белый дом.
Несмотря на это, Александр Авдеев далек от какого-либо скепсиса по поводу Доброграда. Он не считает вложение 3,8 млрд рублей пустой тратой денег и сравнил строительство нового города с возведением Радужного в советское время. По словам губернатора, каждый вложенный миллиард впоследствии принесет несколько миллиардов бюджетных доходов, и за это надо держаться.
«Доброград – это город. Когда кто-то представляет, что это частный проект, в каком смысле частный проект? Уже нет, уже город, уже там 250 прописанных жителей, тысяча реально проживающих, 188 постоянных мест, более тысячи мест временных, потому что связаны с активной инвестиционной фазой, со строительством. И те средства, которые туда привлечены со стороны государства, 3,8 млрд рублей, должны нам вернуться в течение 15 лет – это не менее 15 миллиардов доходов.
Ещё раз подчеркну, что такое ИБК. Это инициированные правительством инвестиционные бюджетные кредиты для финансирования проектов роста. Это проект роста. Вы немножко рассуждаете, как человек, который 31 мая посадил картошку в грядку, а 2 июня прибежит и говорит: она не растёт, а должна же расти, а чего она не растет. И через месяц прибежали – а чего она не растет? Подождите, вырастет.
Я был там в январе. Строится три предприятия, прямо сейчас, несмотря на зиму. Готовится еще ряд инвестиционных соглашений. Мы только в прошлом году начали, а уже три предприятия строятся, а кредит у нас на 15 лет. Сейчас в Доброграде официально прописано 257 человек, реально проживает под тысячу. В этом году сдано 18 тысяч кв.м жилья, в следующем – 50 тысяч квадратов жилья, а должно быть сдано 150-180 тысяч квадратов за весь период. С темпами строительства это будет сдано за три года. Это один из показателей, который стоит как целевой при получении кредита. Нас, конечно, в меньшей степени волнует жилье, хотя это тоже инвестиции, нас волнуют рабочие места и налоги, которые мы там будем получать. Так вот я вам скажу. Даже со смещением на год-два более выгодного проекта во Владимирской области пока нет», – уверен Авдеев.
В то же время губернатор признал «объективные сложности» из-за западных санкций:
«Объективные сложности есть, мы все это прекрасно понимаем. Мы, конечно, там храбримся, что на нас ни санкции не подействовали. Подействовали. Оборудование сложно идет. Мы по стройкам по своим видим, что некоторое и не купишь, и идет оно по полгода и год. Инвестиционная составляющая зашаталась, потому что кто-то пересматривает свои планы. С другой стороны, появляются новые ниши по импортозамещению, которые позволяют заключать новые контракты».
21 марта Доброград посетят депутаты Заксобрания. Накануне пресс-служба ЗС разослала по СМИ релиз, в котором сообщается, что группа компаний «Аскона» за два года перечислила в бюджет 14,5 млрд рублей и обеспечивает трудом почти 8 тысяч человек. Сейчас в Доброграде создано 188 постоянных и 1587 временных рабочих мест (очевидно, подрядчики по строительству), в бюджет из Доброграда перечисляется более 222 млн рублей налогов. По сведениям областного парламента, санкции также повлияли на реализацию проекта: часть иностранных инвесторов отказалась размещать там производство (хотя действующие резиденты остались), есть проблемы и с закупкой импортного оборудования.
«Санкционная политика изменила планы инвесторов по закупке импортного высокотехнологичного производственного оборудования, в связи с чем резидентами идет поиск альтернативных поставок, в том числе через механизмы параллельного импорта, что также негативно сказывается на сроках начала производственного цикла.
Это отчасти скорректировало темпы достижения показателей. Однако управляющая компания ОЭЗ продолжает привлечение новых резидентов. В ближайшее время планируется заключить соглашение об осуществлении инвестиций на 4,5 млрд рублей, что полностью нивелирует все негативные эффекты», – говорится в релизе.
В общем, руководство Заксобрания уверено, что с реализации проекта бюджет получит доход в 9,5 млрд рублей. Подробности же депутаты узнают завтра.
Что касается госдолга Владимирской области, который из-за инфраструктурных кредитов вырос до 6,7 млрд рублей, Александр Авдеев заверил: «Никак это не связано с жизнью простого человека». Госдолг региона остается самым низким в ЦФО и одним из самых низких по России. Но главное, что заемные средства область не проедает, а тратит на развитие и точки роста. По бюджетному кодексу же госдолг региона может достигать и 15 млрд рублей.
«Вопрос, какой долг приемлемый. Трудно сказать. Есть порог долга, который определен бюджетным кодексом. Он может составлять и 20-30% от собственных доходов. То есть, грубо говоря, [на сегодняшний день госдолг составляет] 6,7 миллиарда, 20% госдолга при 60 миллиардов собственных доходов – это 12-15 миллиардов.
Приемлемо или нет? Все зависит от цели, которую мы преследуем. Если цель – проесть деньги и в будущем ничего не получить, я категорически против. Если цель – взять миллиард, привлечь пять миллиардов частных инвестиций и после этого получить пять миллиардов налогов за 15 лет, я – за. Потому что как раз те регионы, которые вкладывают в инфраструктуру, растут гораздо быстрее.
Вы можете это просто посмотреть – примеры Московской области, Калужской области, Ярославля, растут быстрее. Есть неразумная политика, когда взяли и проели, – такие регионы я тоже знаю, к сожалению, такое есть. Там, где проедают, я против. Там, где каждый миллиард отзывается в течение 10 лет плюс 3, плюс 5 млрд дополнительных доходов в бюджет – да, это надо делать», – резюмировал Авдеев.