«Сдохни и всё». Как выживает Петушинский район без врачей и скорых?
Развал здравоохранения остается главной бедой Владимирской области, и в последний месяц эта беда все чаще дает о себе знать. В Коврове жителей обслуживали на неисправных скорых, в Гусь-Хрустальном роженицы жалуются на плохие условия содержания, в Суздале главврач решил уволить более 30 медиков разом, в Кольчугино санитарок и вовсе лишили части зарплаты ради экономии.
«Чеснок» побывал в Петушинском районе и выяснил, как реально обстоят дела с медициной в глубинке. Выбор был неслучаен. В конце января в поселке Вольгинский решили закрыть скорую помощь. Федеральный центр «Решма» отказался от обслуживания жителей и передал эту обязанность районной больнице. После репортажа на федеральном телеканале проблемой заинтересовалась прокуратура и следственный комитет. В Вольгинском несколько дней работала группа силовиков, которая обнаружила нарушения практически во всех сферах жизнедеятельности. Скорую помощь же обещали восстановить.
На примере Петушинского района проблемы владимирского здравоохранения видны невооруженным глазом. В районной поликлинике ситуация не самая плохая. Записаться к терапевту и узким специалистам можно без труда, хотя не все врачи есть. Нет уролога, дерматолога, онколога, УЗИ-специалиста. За помощью приходится обращаться либо в платную клинику, либо во Владимир.
Как рассказала заведующая поликлиникой Елена Безлихотнова, проблема постепенно решается. УЗИ-специалист должен появиться уже в этом месяце. Однако привлекать медиков крайне трудно. В Московской области зарплаты ненамного выше, зато нагрузка на врача меньше. Поэтому многие молодые врачи, в том числе проходившие целевое обучение, просто уезжают, выплачивая государству затраты на свое обучение. Так для них легче и выгоднее.
Привлечь медиков особыми условиями в глубинке почти невозможно. В Петушках хромает социальная сфера. Даже отделение налоговой закрыли, и ездить приходится в Киржач. Жалуются жители и на отсутствие участковых, на плохое транспортное сообщение. Медработникам же важно еще и жилье, но его администрация Петушинского района предоставляет только в найм. Даже врачи, проработавшие в поликлинике годы, вынуждены арендовать квартиры. Приватизировать их чиновники не позволяют. Взамен власти предлагают… абонемент в бассейн.
Скорая помощь Петушинской больницы обслуживает практически весь район. На 60 тысяч населения приходится всего 4 бригады. Проблему со скорыми в Вольгинском власти решили следующим образом: просто увеличили радиус обслуживания бригад. Соответственно, доступность медицинской помощи для всех жителей района не увеличилась, а наоборот – уменьшилась.
Сам Вольгинский – это поселок контрастов. Там располагается крупнейшее в стране фармацевтическое предприятие, которое всю Россию обеспечивало вакциной от коронавируса и другими препаратами. «Генериум» построил для сотрудников роскошные дома, в компании большие зарплаты. А вот социальная сфера в поселке буквально уничтожена.
Несколько лет назад местную поликлинику передали «Решме». Жителям обещали, что медпомощь как минимум хуже не станет, но обещание не сдержали. В поселке нет хирурга, стоматолога, психиатра-нарколога, физиотерапевта, УЗИ, педиатра, в садиках и школах нет медсестер и т.д. Вольгинцы опасаются, что здание больницы, которое недавно отремонтировали, «Решма» использует под свои нужды – например, разместит там стационар для наркозависимых.
Дождаться скорой помощи в Вольгинском почти невозможно. Как рассказали жители, медики либо не приезжают, либо приезжают спустя часы ожидания. Многим приходится самостоятельно добираться до Петушков, чтобы получить помощь. Лучшим врачом для пациентов оказывается аптекарь.
Вот что рассказали жители:
«Наша скорая помощь обслуживала не только Вольгинский, но и соседние поселки и СНТ. Было две скорых, и то не успевали, а сейчас забрали вообще все. У меня в поселке умер муж только потому, что скорая приехала поздно. Все помирают – и взрослые, и дети, потому что не оказывают скорой помощи».
«Я вызвала скорую в 10 часов утра, она приехала в 5. Еще и заявляют: если вам приспичит – сами побежите в больницу. Ни анализов не сделали, ничего, издевательство!».
Любопытно, что в момент нашего приезда в Вольгинском находилось руководство «Решмы». Жителям сказали, что они могут попасть к нему на прием, вот только когда вольгинцы пришли – дверь оказалась заперта. Открытость налицо.
Те же проблемы – и в Покрове. В местной поликлинике, которая располагается в историческом здании, также не хватает терапевтов, нет стоматолога, окулиста, нарколога, невролога, педиатра и пр. Раньше в Покрове был целый больничный городок: своя станция скорой помощи, роддом, хирургическое отделение, стационар. Сейчас не осталось почти ничего. Бывшее здание скорой пустует, на дверях символично прибиты доски в виде креста. «Мамай прошел», – говорят покровчане.
Что касается скорой помощи, то жители остались фактически без нее. Бригады приходится вызывать аж с Владимира, но и оттуда не едут.
«К нам, как к скотине, обращаются: закрыли скорую, закрыли полицию, закрыли больницу, автостанцию. Терапии нет, хирургии нет, детской больницы нет. Руки зудят. За что наши отцы воевали? И у каждой ошибки есть лицо, фамилия и имя. Когда будут отвечать? Всем до лампочки наши жизни, наши судьбы, наше здоровье. Когда это прекратится? Авдееву писал», – эмоционально высказался житель Покрова.
Также мы побывали в деревне Старые Омутищи и городе Костерево. Там также жалуются на недостаток врачей, долгое ожидание скорой – по 4-5 часов, грубость диспетчеров. «Сдохни и всё», – прокомментировали ситуацию жители.
В целом ситуация с медициной в Петушинском районе не является какой-то удивительной и из ряда вон выходящей. Те же самые проблемы наблюдаются и в других территориях. К сожалению, министерство здравоохранения Владимирской области не спешит их решать, а зачастую – даже оправдывает чудовищно антинародные решения драконовской логикой.