Закупки имени Шевченко, или Кто подставил депутата Аникеева?
Во Владимирской области разгорается скандал с поставкой в инфекционный госпиталь просроченных аппаратов ИВЛ, которые приобрел депутат Госдумы от «Единой России» Григорий Аникеев. Следственный комитет уже завел уголовное дело, а сам парламентарий назвал себя потерпевшим.
50 аппаратов искусственной вентиляции легких «ФАЗА-5 НР» Григорий Аникеев, по его собственным словам, приобрел у костромской «Научно-производственной фирмы Медтехника-Сервис». Почему была выбрана именно эта фирма, непонятно. Однако смущает тот факт, что те же взятые из госрезерва аппараты 1999-2001 годов выпуска поставили также в больницы Коврова (40 штук) и Мурома (7 штук). Все оборудование было куплено на спонсорские средства, и вряд ли меценаты сговаривались, какую технику и где приобретать. Тем более что и медицинской компетенции у большинства из них нет.
«Чеснок» провел небольшое расследование и изучил все госзакупки дороже миллиона рублей, которые проводили медучреждения Владимирской области с 17 марта. В результате выяснились интересные детали.
КОСТРОМСКОЙ СЛЕД
В условиях режима повышенной готовности владимирские больницы получили право без аукциона делать дорогостоящие покупки стоимостью выше 1 млн рублей. В некоторых случаях медучреждения просто уведомляют контрольно-ревизионную инспекцию Белого дома, в других – нет.
Всего с 17 марта медучреждения Владимирской области без аукционов заключили крупных сделок на 214,5 млн рублей. Отчасти это оправдано, поскольку проведение торгов затормозило бы закупку минимум на месяц, что в условиях пандемии коронавируса чревато. При этом зачастую поставщиками выбирались одни и те же компании.
Так, областная клиническая больница провела шесть крупных закупок у единственных поставщиков, среди которых было и ООО НПФ «Костромская медтехника». Эта компания по учредителю аффилирована с фирмой, которая поставила «аникеевские» аппараты ИВЛ. 31 марта ОКБ заключила с «Костромской медтехникой» сразу четыре контракта на покупку:
— Амплификатора детектирующего «ДТлайт» в модификации 5М1 производства «НПО ДНК-Технология» – за 1,9 млн рублей;
— Амплификатора детектирующего «ДТлайт» в модификации 4М1 производства «НПО ДНК-Технология» – за 1,7 млн рублей;
— Лабораторного оборудования – медицинского морозильника (по 65 тысяч) и двух холодильников (по 29 тысяч рублей), а также автоклава за 180 тысяч рублей.
До этого «Костромская медтехника» работала во Владимирской области лишь однажды: в феврале «Александровская районная больница» по аукциону приобрела у нее прикроватные мониторы за 2 млн рублей.
Заключение ОКБ четырех контрактов в один день с малоизвестной в регионе костромской фирмой само по себе вызывает вопросы. Тем более что учредитель и фирма-близнец – ООО НПФ «Костромская медтехника-сервис» – уже были замешаны в скандалах на госзакупках. Как сообщал следственный комитет, в Костромской области произошла примерно та же история, за которую осудили экс-главврача юрьевецкой больницы Марину Крылову: в феврале 2015 года компания заключила договор с местным онкодиспансером на ежемесячное обслуживание медоборудования на сумму около 6 млн рублей. В перечень обслуживаемой техники включили уже списанные аппараты, но руководство медучреждения исправно составляло акты выполненных работ и оплачивало услуги. В итоге все это вылилось в уголовное дело.
И вот вдруг две костромские фирмы с одним учредителем и похожим названием вдруг просят поставить во Владимирскую область медицинскую технику – как по госконтрактам, так и по частным договорам. Причем закупки осуществляются почти одновременно – в конце марта, что явно намекает на скоординированность действий из единого центра. И Григорий Аникеев стал лишь частью этой большой авантюры.
Добавим, что единственным поставщиком оборудования «Костромская медтехника» не является. Те же амплификаторы в других регионах закупают напрямую у производителя – «НПО ДНК-Технология», а лабораторное оборудование – тот же автоклав – можно с аналогичными характеристиками купить всего за 163 тысячи рублей (экономия 17 тысяч – почти 10% от стоимости). Медицинский холодильник можно найти за 19 тысяч рублей (экономия почти 30%), а морозильник – за 46 тысяч рублей (экономия – 30%).
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕД
Другим поставщиком оборудования, с которым областная больница без конкурса заключила договоры, стало нижегородское ООО «Инмет». Учредитель компании Валерий Пуршев также является фигурантом уголовного дела по госзакупкам.
Как писал «Коммерсант», в 2009 году «Инмет» поставил в три больницы Нижегородской области компьютерные томографы. Следствие считает, что сделано это было по завышенной вдвое цене, и бюджету был причинен ущерб в 90 млн рублей. В 2010 году закупку раскритиковал президент Дмитрий Медведев, назвав это «абсолютно циничным, хамским воровством государственных денег», но до суда дело докатилось лишь в конце 2019 года.
Любопытно, что в покупке томографов по завышенной цене сейчас обвиняют бывшего главврача ОКБ Любовь Быкову. Ущерб учреждению оценивается в 20 млн рублей. И вот уже новый руководитель Игорь Бондаренко, похоже, наступает на те же грабли. 10 апреля ОКБ разом и без торгов заключило с ООО «Инмет» сразу пять контрактов и приобрела:
— аппарат УЗИ «РуСкан 60» с принадлежностями – за 5,5 млн рублей;
— аппарат УЗИ «HS60-RUS» с принадлежностями – за 8,5 млн рублей. В марте больница в Марий Эл купила такой же аппарат с теми же принадлежностями почти за 4,5 млн рублей. Экономия – более 4 млн рублей, или 47%;
— фиброскоп «Пентакс» FB-15V с источником света «Пентакс» LH-150РС и тестером герметичности типа SHA – за 1,6 млн рублей. В апреле псковская городская больница купила источник света «Пентакс» за 122 тысячи рублей, а тестер герметичности – за 19 тысяч. а минздрав Татарстана приобрел фиброскоп «Пентакс» FB-15V за 1,1 млн рублей. Таким образом, можно было сэкономить 359 тысяч рублей, или 22% от стоимости;
— 10 пульсоксиметров ПО-02-«Кардекс» – за 395 тысяч рублей. В апреле воронежская ОКБ купила те же самые аппараты по 33 750 рублей за штуку, экономия – 57 500 рублей, или 14,5%;
— 66 тонометров OMRON M2 Basic (HEM-7121-ARU) – за 198 тысяч рублей. В апреле федеральный центр высоких медицинских технологий приобрел такие приборы по 2600 рублей за штуку (экономия – 26 400 рублей, или 13%). А у производителя аппарат можно приобрести за 2250 рублей (экономия – 49 500 рублей, или 25%).
Итого, по нашим подсчетам, потенциальная экономия по закупкам у «Инмет» составляет 4,46 млн рублей. И вновь возникает вопрос, почему областная больница выбрала единственным поставщиком компанию, которая до этого ни разу с владимирскими учреждениями не работала. Не потому ли, что находится она в Нижнем Новгороде, и Валерий Пуршев знаком с Сергеем Шевченко? Напомним, что нынешний вице-губернатор по социальной политике и куратор регионального здравоохранения Сергей Шевченко до Владимирской области работал на той же должности в нижегородском правительстве.
Добавим, что 15 автомобилей скорой помощи для больниц региона за 57,5 млн рублей также закупили у нижегородской компании – ООО «Луидор». Совпадение это или нет – решайте сами. Напомним лишь, что при прошлом кураторе госзакупок в Белом доме – Елене Мазанько из Кемерово – фирмы с Кузбасса также получали многомиллионные контракты без аукциона. Теперь экс-зама Светланы Орловой судят за взятки и превышение полномочий.
И факт для размышления №2. В начале апреля из департамента здравоохранения уволился зам по госзакупкам, «варяг» Андрей Кожинов. На фоне развернувшихся скандалов это выглядит подозрительно, однако в Белом доме никак не прокомментировали и не пояснили его уход. По всей видимости, в будущем нас ждут еще более интересные подробности медзакупок.