Своими силами. Проект популяризации донорства «Протяни руку жизни!»
«Чеснок» продолжает информационную поддержку некоммерческих организаций. В рамках проекта «Своими силами» мы рассказываем об НКО, которые реализуют социально важные проекты и делают это в том числе при поддержке федеральных грантов.
Героев этого выпуска хочется назвать героями в прямом значении этого слова. Деятельность создателей проекта «Протяни руку жизни!» действительно вызывает восхищение и вдохновляет на добрые дела. О том, как становятся донорами, мы поговорили с руководителем общественной организации «За развитие регионов «Региональная инициатива» Светланой Георгиевой.
ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ЛЕГКО
— Светлана, вы в сфере благотворительности уже человек не новый. Каким был ваш путь до проекта по донорству?
— Вообще я профессиональная домохозяйка, у меня трое детей. Хотя были у меня различные бизнесы, но лучше всего у меня получается помогать людям. И эта деятельность привела меня к открытию своей некоммерческой организации «Региональная инициатива». Стали писать первые гранты. Я была заточена на материнство, детство, не понимала, как выйти на интересные для молодежи темы и как их донести. И так я вышла на тему донорства.
— Эта тема на тот момент была актуальна? Доноров в области не хватало?
— Не могу так сказать, потому что наш банк крови практически всегда находится в зеленой зоне. Бывают провалы, но это редкие случаи. В ближайшее время у нас будет строиться большое хранилище крови, и тогда мы эти показатели будем проваливать. Здесь работа ведется скорее на будущее, чтобы интерес к донорству с годами только нарастал, не было провалов в дальнейшем. Есть страхи, недопонимание того, как происходит сдача крови, зачем это нужно делать.
— То есть ваша цель – вырастить доноров из школьников, которые еще не совсем понимают, что это такое?
— Вырастить и показать важность донорства. Это системная работа, не разовая акция – прийти и рассказать, кто такие доноры и что они делают – а именно воспитать, взрастить ответственных, мотивированных и надежных людей. Раньше, в Советском Союзе, это была норма. На различных предприятиях даже были пункты сдачи крови, почетным донором был чуть ли не каждый второй. Сейчас это не норма, не обыденность. И наша цель – изменить ситуацию.
— Где вы обучались этим знаниям?
— В самом начале было сложно. Сами еще очень зыбко все это понимали, начинали потихоньку к детям эту дорожку прокладывать. Учились у сотрудников ОСПК (областная станция переливания крови), слушали, смотрели, как это правильно преподносить, чтобы не соврать, не навредить.
«ТЫ СТАНОВИШЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ГОСУДАРСТВА»
— После трагедии в «Крокус Сити Холле» на пунктах сдачи крови в Москве выстраивались очереди. Владимир как-то участвовал в этом?
— Нам в ночи звонили, приезжали к станции. Но из Москвы такого запроса не поступало, потому что есть пополняемый заказ. А за счет постоянных доноров этот запас сейчас снова пополняют. Но здесь важно понимать, что после трагедии люди шли в моменте, в порыве. Это тоже хорошо, но сдать кровь не так просто. Нужно выдержать диету донора, обязательно, потому что если вы съедите чего-то лишнего, то кровь это покажет. Нельзя принимать лекарства, даже если просто заболела голова. В момент лабораторного исследования этого не выявят, но когда человеку начнут переливать, произойдет отрицательная реакция на эту терапию. И вот те люди, которые стояли в очереди после трагедии, – они потенциально никого не могли спасти, ведь берут на донорство только ту кровь, которая уже стоит в реестре. Это дело не одного дня. Важно понимать, что донорство – это ответственность, к этому нужно относиться внимательно и думать, что ты делаешь и зачем ты делаешь.
— Сдавать кровь, чтобы спасти чью-то жизнь, – это основная миссия донора. А самому человеку этот процесс приносит пользу?
— Определенно. Люди, которые являются кадровыми донорами – они более выносливые. Для мужчин особо важно, потому что кровь у них в течение жизни пополняется, но не обновляется, как у женщин. Идет обновление веществ, улучшается самочувствие. Организм уже сам начинает требовать, ждать. Запускается самообновление. Кадровые доноры легче переносят травмы и критические ситуации, потому что организм привыкает к этому стрессу и учится с ним справляться.
— Светлана, расскажите о самой реализации проекта. Как проходит популяризация донорства среди молодежи?
— Наши лекторы – медики, психологи, и специалист службы крови. У нас все лекции разбиваются на блоки, для каждого возраста своя информация и способы ее подачи. Например, пятиклассникам мы рассказываем про первого трансфузиолога. Знаете, кто он? Это Дуремар. Чтобы детям была эта тема ближе, понятнее, пытаемся говорить с ними на одном языке. А потом эти темы учителя выносят на классные часы, читают книги, беседуют с ребятами. Получается такой длительный эффект.
— То есть вы выращиваете доноров?
— Да, можно и так сказать. Проект рассчитан на ребят с 5 класса и до вуза. Если прийти один раз, то к моменту 18-летия, когда они уже смогут стать донорами, все забудется и уйдет в никуда. Мы сопровождаем детей постоянно и постепенно подводим к этому решению, через разговоры, игры. Нужно работать в системе и постоянно усиливаться.
Проект уже узнают. Педагоги нас сами приглашают к себе повторно. В школах наших сотрудников уже узнают, дети бегут, спрашивают, к ним ли мы пришли. Когда со студентами разговариваем, то потом собирается целая бригада, которая идет на станцию переливания крови и становится донорами. И самое главное, что потом они возвращаются. Даже если 10% из тех, кто однажды пришел, потом вернутся – это уже очень хорошо.
— Как часто проходят мероприятия по популяризации донорства?
— До 11 раз в месяц. Это не считая крупных выездных мероприятий. Мы стараемся выходить на любые площадки. У нас есть большая ростовая кукла – капля крови. В выходные она, например, будет выступать в ПИМУ. Также у нас разработан квиз по донорству со школьниками и студентами, который мы будем проводить 20 апреля. А 11 апреля станции переливания крови будет 92 года, мы хотим тоже придумать для этого события яркую историю. Привлекаем внимание разными способами.
— Раньше к донорству, действительно, интерес был выше. Почему так произошло, что люди стали реже сдавать кровь?
— Изменился менталитет. Каждый стал сам за себя. Однажды в рамках проекта мы ходили по школам: в седьмом классе все хорошо воспринимают, в девятом – тоже все за донорство. А в восьмом классе наткнулась на глухую стену: нет и все. И мы в растерянности, не знаем, как на это реагировать. Про важность донорства действительно важно говорить, чтобы все вокруг понимали: это нормально, так должно быть.
Когда ты становишься донором, ты перестаешь быть человеком «сам по себе». Ты становишься человеком государства и не несешь ответственность только за себя. Ты отвечаешь еще и за того человека, которому в любую минуту может понадобиться помощь.
ДОНОРСТВО НЕ ДЛЯ КАЖДОГО
— Насколько я знаю, донорам даже платят какие-то деньги?
— Да, но это не оплата за донацию. Это компенсация питания, во Владимире она составляет 754 рубля. Потому что после сдачи крови чувствуется усталость, упадок сил, и тут важно сбалансировано пообедать. Здесь говорить о финансовой заинтересованности не стоит. Но зачастую эти деньги люди отдают на благотворительность.
— Кто может стать донором? Этот человек должен быть абсолютно здоровым?
— К сожалению, абсолютно здоровых людей у нас сейчас нет. Есть перечень противопоказаний, при которых человек никогда не станет донором. Например, наличие заболеваний ЖКТ, естественно ВИЧ-инфекций, сахарного диабета, болезней кровообращения и органов дыхания. Также есть ограничения по возрасту и весу: в донорство берут с 18 лет и от 50 кг. Если человек постоянно принимает лекарства, то этот момент тоже не допустим при сдаче крови.
— Какая диета у донора?
— Ничего жирного, жареного, самая простая пища. Исключаются орехи, молоко, все красное. Она есть в свободном доступе в интернете, можно скачать и под себя подобрать необходимые продукты. Это не длительная диета, а всего несколько дней.
«СПАСИБО, СЕГОДНЯ ВЫ СПАСЛИ ЖИЗНЬ»
Мы посетили областную станцию переливания крови и убедились, что донорство – это не страшно. Сдача крови проходит в стерильных и комфортных условиях, процесс длится недолго, а за каждым человеком и его состоянием следит медперсонал. Старшая медсестра ОСПК Ирина Марова отмечает: даже если человек уже 10 раз сдавал кровь, то на 11-й все равно может почувствовать себя нехорошо.
— Все зависит от многих факторов. Не выспался, вспышки на солнце, погода плохая и так далее. Но это не зависящие от человека факторы. Сам донор должен максимально ответственно подойти к тому, с какой кровью он идет на донацию. Представить, кровь какого качества перельют, к примеру, недоношенному малышу, если ты покурил, выпил или скрыл от врача какие-то заболевания. Нужно сдавать кровь не для галочки, не чтобы похвалить себя, а действительно спасти чью-то жизнь.
Перед каждой донацией человек идет к врачу, сдает кровь, проверяется на различные заболевания. Но далеко не все можно увидеть на этом обследовании. И тут многое зависит от самого донора. Нужно следить за тем, что ты ешь, не было ли сильных стрессов перед сдачей крови. На сайте Областной станции переливания крови есть вся информация о том, как подготовиться к донорству.
— А кто становится почетным донором?
— Те, кто сделал 40 донаций, – пояснила Светлана Георгиева. – Учитывая то, что женщины могут сдавать кровь не более 3 раз в год, а мужчины – не более пяти, стать почетным донором можно в среднем через 10-15 лет. Но дело не в статусе, а в том, что за одну донацию донор может спасти от одного до трех человек. И когда однажды тебе приходит смс с текстом «Спасибо, сегодня вы спали жизнь» – поверьте, это дорогого стоит. А за 40 донаций человек может спасти 120 жизней.
— В каких случаях требуется переливание крови?
— Их огромное количество. Нам обычно про это страшно думать, а на самом деле, случаев очень много. Большая кровопотеря после серьезных травм или ДТП, роды, заражение крови, онкологические заболевания и так далее. Каждому третьему человеку делали переливание крови.
Была даже история в Сновицах. Мальчику, учащемуся местной школы, требовалось переливание крови. Сначала пошли родители, родственники, потом учителя, родители одноклассников, солдат привозили. В течение трех недель мальчик был на терапии, ему постоянно вливали кровь. Закончилось все плохо, к сожалению, мальчика не спасли. Но с тех пор Сновицы связаны одной кровью. Эта история очень сильная. И здесь не должно быть никакой корысти. Ни деньги, ни какие-то другие мотивы, кроме желания помочь и спасти, здесь не играют роли.