В кризисе на скорой помощи виноват министр здравоохранения Мурашко
16 февраля в минздраве Владимирской области прошла встреча регионального министра здравоохранения Артёма Осипова и медиков станции скорой помощи города Владимира. Фельдшеры и водители добиваются перечисления им «обнуленных» стимулирующих выплат. Областные власти пока на это идти не готовы. Зато медикам рассказали, откуда у станции возникла кредиторская задолженность в 7 млн рублей.
По информации «Чеснока», началось мероприятие с обсуждения коллективного договора. В нем должны быть указаны размер стимулирующих выплат и условиях их назначения, но при обсуждении документа к единому мнению профсоюзы и работодатель не пришли. Показательным является последние заседание комиссии, на котором члены профсоюзов «Действие» и «Соцпроф» выступили против урезания стимулирующих выплат, а председатель профсоюза работников здравоохранения РФ Ирина Спрыгина посчитала меру вынужденной и с пониманием отнеслась к лишению медиков денег.
Фельдшер и председатель профсоюза «Действие» Екатерина Ашаева сообщила, что в июне 2021 года организации действительно должны были сесть за стол переговоров, но так и не собрались. Представители правительства Владимирской области считают, что инициаторами переговоров должны быть сами профсоюзы, а профсоюзы уверены, что организовать их должен руководитель.
«Нам не предоставили информацию о том, какая примерно сумма уходит на стимулирующие выплаты, какой процент получают медицинские работники, немедицинские работники. На эти вопросы мы не получили ответ, поэтому и не могли разработать на тот момент критерии. Также роль в этом сыграл ковид – негде и нельзя было собираться. Наверное, работодатель должен быть заинтересован», – пояснила Екатерина Ашаева.
Несмотря на это, по словам фельдшера, профсоюз «Действие» выходил с инициативой пересмотреть стимулирующие выплаты, сделать их прозрачными, даже общался на эту тему с вице-губернатором Константином Барановым, но переговоры так и не провели. Артем Осипов сообщил медикам, что первостепенная задача сейчас – провести переговоры и прийти хоть к какому-то решению. На это же после проверки обратила внимание прокуратура.
«Я из города Пермь. Там стимулирующие выплаты висят на стенде в здании станции скорой помощи. Можно зайти и посмотреть, сколько денег выделено на обязательную часть заработной платы, сколько стимулирующие выплаты. Все честно и прозрачно. Здесь я не могу посмотреть, сколько у меня зарплата, у неё и так далее», – сообщил фельдшер Станислав Ашаев.
Хоть власти и заявляют, что в январе не произошло существенного снижения зарплат, медики считают иначе и приводят в пример свои зарплаты в прошлом году.
«Я получаю расчетный лист за январь 2023 года, сравниваю его с январем 2022 года и вижу, что работодатель графу «Интенсивность и качество» делает для меня ноль. При этом другим работникам делает не такое снижение, как мне. Как такое возможно?» – недоумевает фельдшер.
Экономист Белого дома пояснила, что сравнивать два периода некорректно, поскольку в прошлом и этом году есть разница в отработанном времени, выходных и праздничных днях и так далее. Но врач Сергей Заботин утверждает, что у него абсолютно одинаковое отработанное время в этом и прошлом годах, поскольку он работает на одну ставку без подработок.
«Я работаю одинаковое количество времени каждый месяц. У меня четко определенное количество времени. В течение прошлого года я получал 7 тысяч рублей аванс и 52 тысячи рублей зарплату. Сейчас я получил 10 тысяч рублей аванс и 26 тысяч зарплату. И у фельдшера моего так же. У всех, кто не работал в праздничные дни, существенно снизилась заработная плата», – привёл пример врач.
Ещё одни вопрос, волнующий медиков, – кредиторская задолженность. Сначала руководство станции уверяло, что она образовалась из-за перевыполнения «дорожной карты», теперь появились новые подробности, которые подтвердили выводы медиков. В октябре 2021 года во Владимир приехал министр здравоохранения Михаил Мурашко и дал поручение увеличить количество бригад скорой помощи до 25. Весной 2022 года это поручение было исполнено, но деньги на это дополнительно не выделялись.
«Кредиторская задолженность образовалась весной 2022 года, когда, для того чтобы вывести большее количество бригад с учётом обстановки, главным врачом было принято, на мой взгляд, адекватное решение по стимулированию или доплате водителям зарплаты в двойном размере, потому что количество фельдшеров у вас достаточно, чтобы обеспечить 28-30 бригад. Была израсходована значительная часть фонда оплаты труда.
С точки зрения адекватности этого решения, мы думаем, что оно было адекватным. Другое дело, что фонд ОМС не выделил на эти переработки дополнительный объем денежных средств. Поэтому медицинской организации пришлось залезть в кубышку других статей расходов, для того чтобы эти выплаты осуществить», – пояснил Артём Осипов.
Если сейчас не погасить задолженность, главный врач может оказаться под уголовным делом. Областной минздрав хочет отвести от него удар за счет урезания стимулирующих выплат фельдшерам и водителям. Почему увеличение количества бригад не было профинансировано фондом ОМС или из областного бюджета? Потому что это была лишь рекомендация министра Михаила Мурашко, документально никак не оформленная.
«Поручение министра РФ, если оно не оформлено в нормативном порядке приказом, указом, оно не носит нормативного характера. Оно носит рекомендательный характер, – заявил глава регионального ведомства, а позже добавил: – Мы с вами не выбирали страну, в которой мы родились».
Сейчас задолженность гасится якобы за счет средств, которые зарабатывает станция скорой помощи, а не за счет зарплат сотрудников. Минздрав намерен обратиться в территориальный фонд ОМС, чтобы тот выделил дополнительное финансирование на погашение образовавшейся задолженности. Однако вернут ли медикам стимулирующие выплаты – никто не пояснил.
«Вернуть можно деньги, которые существовали. Если деньги не существовали, возвращать нечего», – ответил Артём Осипов.
В конце встречи региональный министр также заявил, что фельдшеров на станции скорой помощи достаточно, а вот водителей – дефицит. Поэтому он намерен обратиться с предложением к губернатору, чтобы ввести дополнительную выплату водителям.