Мой дом — моя крепость. Как один дом может повлиять на судьбу Рпенского проезда
В ноябре 2023 года должна завершиться стройка Рпенского проезда — дороги, на которую власти возлагают большие надежды по разгрузке Доброго от пробок. Но что для одних — надежды, для других — борьба. На стыке двух участков дороги до сих пор не расселен и не снесен дом, хозяева которого согласны на переезд, но не согласны с компенсацией, предлагаемой мэрией. «Чеснок» пообщался с владельцами последнего дома, который стоит на пути транспортной артерии.
Семья Кишовых состоит из 4 человек: владелец дома Андрей Кишов, двое его детей и мама-пенсионер Александра Кишова. Дом они построили в 2017 году, для этого пришлось продать две квартиры (сына и мамы), гаражи, машину и взять ипотеку, которую они выплачивают до сих пор. Затраты на строительство по тем ценам превысили 10 млн рублей, после этого рынок недвижимости значительно подорожал.
Дом двухэтажный (хотя в отчете экспертизы указано, что этаж один), в нем пять спальных комнат, две ванные комнаты, гостиная и кухня. Площадь дома, согласно оценке, — 75,1 кв. м, а земельного участка 659 кв. м, но в разговоре с «Чесноком» Александра Кишова сообщила, что площадь их дома 120 кв.м., а оценку делали только «полезной площади».
«Когда делали экспертизу, аналога нашему дому не нашли, сравнить было не с чем. Мы объясняли это, потому что у нас дом индивидуальной постройки — канадская технология строительства из швейцарского материала, то есть у нас «дом-термос». Здесь двойные стены и между ними утеплитель. Мы на всех судах требовали пересмотра оценки нашего дома, потому что мы её не смогли сделать, её делала администрация», — пояснила женщина.
В судебном акте фиксируется тот факт, что эксперт при обследовании дома лично не выезжала, а просто сравнила его с другими домами из интернета. В итоге дом оценили в 6 млн рублей, что категорически не устроило семью Кишовых, поскольку за такие деньги они не смогут найти подобный своему дом и останутся ни с чем.
В 2021 году администрация города Владимира обратилась во Фрунзенский районный суд с иском об изъятии земельного участка у Кишовых. Тогда выяснилось, что первая экспертиза была выполнена с недостатками, и была назначена еще одна, но итоговая сумма компенсации в 10,5 млн рублей также не устроила Кишовых. Ими озвучивалась сумма 26 млн рублей, однако суд встал на сторону мэрии и обязал изъять участок после перечисления средств.
«Вы обязаны освободить земельный участок и жилой дом в течение шести месяцев с даты выплаты администрацией города Владимира стоимости возмещения. Таким образом, судом четко определен размер компенсации за изымаемые жилой дом и земельный участок, а также способ исполнения решения суда. Заявленные вашим представителем требования о приобретении для вашей семьи жилого дома стоимостью 26 млн рублей и последующей его внутренней отделки за счет муниципального бюджета не основаны на законе и решении суда, законность которого уже проверена апелляционной и кассационной инстанциями», — говорилось в ответе на запрос Андрея Кишова в мэрию.
Также городские власти предложили семье следующие варианты:
- предоставить аналогичный участок в районе Толмачевского проезда г. Владимира, при этом из компенсации вычтут его стоимость;
- перевезти за счет администрации части дома, которые сохранятся после демонтажа;
- предоставить в аренду два земельных участка для ведения огородничества на ул. Пригородная, которые впоследствии можно объединить и поменять целевое назначение;
- оказать помощь в приобретении другого жилого дома с земельным участком.
Но пустой участок — это не дом, а жить семье нужно где-то уже сейчас, другого жилья у них нет. Принципиальная позиция в этом вопросе по поводу дома: люди продали свои квартиры, как раз чтобы жить в частном доме.
Еще в апреле горадминистрация рассматривала вариант построить Рпенский проезд в обход дома, к тому же не так далеко от дороги находятся частные дома, но, по словам Александры Кишовой, компенсация уже была перечислена на счет некоему нотариусу. Значит ли это, что семью действительно принудительно выселят уже в сентябре?
«Нас везде так представляют, такое ощущение, что нам осталось только предъявить какое-то уголовное дело. Нам администрация говорит: «Вы ходите разбогатеть за счет бюджета». Мы отвечаем, что нам не нужны деньги, нам нужны условия. Тогда предоставьте нам такой же дом или оплатите стройку сами, чтобы мы не обманули, не разбогатели на вас, но чтобы мы получили те же условия», — поделилась мнением Александра Кишова.
Насчет условий владельцы последнего дома утверждают, что первые жильцы, получившие компенсации, остались не очень ими довольны. Денег якобы не хватило на покупку нормального жилья, кто-то был вынужден стеснять родных, кто-то работал вдвое больше, чтобы заработать на жилье. А между тем, Конституция РФ гласит:
«Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».