Авдеев – это Боголюбский. Как дареный памятник выдал в губернаторе чужака

Никто и не думал, что губернаторство Александра Авдеева споткнется о памятник Андрею Боголюбскому. Что внешне позитивная и приятная во всех отношениях история превратится в трагифарс. Что между губернатором и владимирским сообществом возникнет пропасть, преодолеть которую способен только мудрый руководитель. И все это произошло на экватор правления Авдеева, став символичным переломом его срока.
Происходящее сегодня уже не имеет отношения к самому памятнику Боголюбскому, спору о его внешнем виде и месте установки. Боголюбский – это макгаффин. Это лишь повод для серьезного обсуждения, которое пока не происходит. Это показание для вскрытия гнойника, который еще назревает. Для губернатора Светланы Орловой таким показанием, символичным переломом стала попытка присвоения ее подруге Надежде Бабкиной звания почетного гражданина Владимирской области. И хотя общественности тогда удалось отстоять свою правоту, должных выводов сама Орлова тогда не сделала, сохранив и приумножив барские замашки.
История с Боголюбским еще раз, но более явственно, почти на метафизическом уровне показала – причем уже не рядовым владимирцам, а общественности, культурной элите, – что губернатор Авдеев – чужак. И не только по происхождению, но и по мышлению, поведению и решениям. Но самое главное, что чужаки – все его окружение, поскольку при дворе Авдеева не нашлось ни одного человека, который бы раскрыл ситуацию так, как ее видят владимирцы.
Думается, если бы у Дмитриевского собора собрались поставить любой другой памятник – Юрию Долгорукому, Дмитрию Пожарскому, кому угодно, – то это не вызвало бы столько споров. Конечно, все равно высказывались бы аргументы против, но они не получили бы большого отклика. Но Боголюбский имеет за плечами настолько богатый контекст, что не учитывать его нельзя.

Все дело в месте, где должен появиться памятник князю. Как известно, на Спасском холме располагались палаты Андрея Боголюбского. Возможно, именно там было принято важнейшее в истории нашей страны решение о переносе столицы государства из Киева (с территории нынешней Украины) во Владимир (на территорию нынешней России). Таким образом, Спасский холм является местом зарождения российской государственности. А для владимирцев есть и более глубокий смысл.
12 лет назад – одновременно с конкурсом на лучший проект памятника Андрею Боголюбскому – шла борьба и за Спасский холм. Место, где сегодня находится смотровая площадка, хотели застроить. Частник собирался возвести там гостиницу. Тогда владимирская общественность и культурные деятели, многие из которых и сегодня высказываются против дареного Боголюбского – Алиса Аксенова, Роман Евстифеев, Андрей Тихонов, а также ныне покойный Артем Маркин – выступили против этого и сказали то, что губернатор Александр Авдеев уже услышал: «Ничего строить мы вам там не дадим». К чести бывшего мэра Андрея Шохина городские власти прислушались, а время доказало правоту владимирцев. Вместо гостиницы для избранных на Спасском холме появилось место притяжения для всех, без которого не было бы и пешеходной улицы Георгиевской.
Именно поэтому Спасский холм для владимирцев – не только место зарождения российской государственности, но и место торжества владимирского гражданского общества, народной воли. А ведь по Конституции РФ именно народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. И памятник Андрею Боголюбскому именно в этом месте не только оправдан, но и выстрадан. Это должен быть памятник и самому князю, и владимирцам, которые долгие годы боролись за его появление. Вероятно, поэтому в 2023 году общественная палата Владимирской области утвердила Спасский холм в качестве места для установки памятника Боголюбскому. Обсуждение инициировал тогда сам губернатор Авдеев.

И вот спустя год плеяда невладимирских деятелей, которые всей этой истории не знают, а подсказать им некому, дают звонкую затрещину, да не одну владимирскому сообществу и переносят памятник Боголюбскому к Дмитриевскому собору. Выглядит это крайне символично. Можно даже оставить за скобками все претензии к памятнику на деньги Али Узденова – и превращение основателя российской государственности в безликого монаха, и вид на фоне ТЭЦ, и установку напротив солнца, и многое другое. Корень вопроса в том, что, наплевав на мнение владимирских общественников и перенеся памятник Боголюбскому со Спасского холма к Дмитриевскому собору, руководство города и области дважды их оскорбило, показало пренебрежение к владимирскому гражданскому обществу и низвело его до уровня статистов.
Незнание истории прощается. Но прочитав историю Спасского холма, поменяет ли Авдеев свое решение? Пойдет ли навстречу жителям? Оставим губернатору шанс показать себя. Но заметим предыдущий опыт.
Авдеев пришел на богатую монастырями владимирскую землю со своим уставом. Практически любая попытка жителей высказать мнение, альтернативное губернаторскому, ранее вызывала у руководства области только раздражение, изжогу и ответные нападки. Вспомнить можно и снос СНТ «Полет» под аэропорт, и открытие кладбища в Соколе, и закрытие «Молотковских яслей» в Гусь-Хрустальном, обманутых дольщиков, а из последнего – вырубку парка у ДТЮ и строительство дороги через лесопарк «Дружба».

Создается впечатление, что Авдеев руководствуется в своих поступках одной простой идеей – на «отсталой» Владимирской земле он несет «бремя белых». Похоже, он видит себя созидателем, просветителем, покорителем, каким был и Андрей Боголюбский. Вспомним историка Василия Ключевского:
«В лице князя Андрея великоросс впервые выступал на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным. В трудные минуты этот князь способен был развить громадные силы и разменялся на пустяки и ошибки в спокойные, досужие годы».
Так и Авдеев способен разобраться с последствиями взрыва в Киржачском районе, но не может принять правильное решение в «досужем» вопросе о памятнике или благоустройстве парка. А все потому, что в его видении мира, кажется, не может быть правильного альтернативного мнения, есть только ошибочное. Не может же ошибаться мессия! И точно так же поступают его подчиненные. Мэр Наумов заявлял, что его решения могут противоречить интересам жителей, но в будущем они поймут свое счастье. И Авдеев говорил, что живет по принципу «Делай добро и бросай его в море» – мол, не жди благодарности. То, что некоторое «добро» остается на поверхности, в расчет не берется. Даже его стоит воспринимать как княжеский дар.
А между тем, простые владимирцы живут вдалеке от этой «благодати», наедине со своими рядовыми, рутинными проблемами, со своим видением и своей внутренней гордостью. Если уж и ставить Андрея Боголюбского в пример, то нужно извлекать уроки из его судьбы. Варяг, уверовавший в свою избранность, приехал на владимирскую землю и начал наводить тут свои порядки, раздавать земли и богатства приближенным, втягивать население в свои авантюры, местных не уважал, и они его порешили. А буквально семь лет назад владимирцы на выборах «порешили» другого такого варяга – Светлану Орлову, которая также жителей не слишком уважала и не понимала. Сегодня у Авдеева еще есть шанс избежать подобной участи, вспомнив, что даже если ты чувствуешь себя как дома, не стоит забывать, что ты в гостях.
*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.