X ООО «ТИТАН» ИНН 7727386670

«Не уходи, я боюсь». Муромские пенсионеры забыты в аварийках

«Не уходи, я боюсь». Муромские пенсионеры забыты в аварийках

Без воды, туалета и газа. Аварийные дома в поселке фабрики имени Войкова в Муроме не расселяют уже несколько лет. Власти постоянно переносят сроки предоставления нового жилья, ссылаясь на отсутствие средств. Люди же в аварийках не живут, а выживают. «Чеснок» пообщался с жителями домов №1, 11 и 12 в поселке фабрики имени Войкова и словно попал в позапрошлый век.

Условия жизни в этих зданиях никак нельзя назвать современными и достойными. Дому №1 в прошлом году исполнилось сто лет, а №11 и №12 построили в середине 30-х годов ХХ века. Квартиры там предоставляли работникам фабрики. Когда они были моложе, на неудобства не обращали внимания, а теперь, прожив там десятки лет, муромляне оказались в коммунальной тюрьме.

«Эти квартиры нам выделяли как работникам фабрики Войкова 40 лет назад, – рассказала жительница дома №1 Галина. – Кое-как жили и раньше, к условиям приспосабливались. Обещали провести газ, канализацию, но мы так и не дождались. А потом дом стал потихоньку рушиться».

В качестве туалета жители используют ведра, поскольку имеющиеся в доме общие туалеты разрушены и заливают здание фекалиями. Воду носят из колодца, моются в тазу или в «летнем душе» – так называют завешанные тряпками обломки сарая. Чтобы прополоскать белье, также приходится идти на колодец. Дом находится под горой, так что до него и дойти сложно, особенно зимой. Мусоровозы туда не заезжают, так что отходы приходится вываливать прямо на улице.

Более-менее стабильно в доме работает отопление. Наличие электричества позволяет использовать обогреватели и бытовую технику. Газа в доме нет, приходится готовить на электроплитках, и из-за постоянных перегрузок проводка часто замыкает. Поэтому на случай пожара жильцы запасают воду заблаговременно.

В 2015 году жители дома №1 призвали муромскую администрацию проинспектировать их дом и признать его аварийным. С тех пор началась череда проверок и комиссий, каждая из которых делала одно и то же заключение: дом для жилья пригоден и расселению не подлежит.

«Они сказали: костьми ляжем, но жилье на халяву вам не дадим», – пожаловалась Лилия, жительница дома.

Аварийным жилье признали только в 2017 году после экспертизы, за которую заплатили сами жители. Дом постановили расселить к 31 декабря 2020 года, но в управлении жилищной политики Мурома людей попросили еще немного подождать, до конца 2022 года.

«Потом сроки опять перенесли, а мы опять начали писать жалобы, потому что жить здесь небезопасно, страшно! Мне на голову несколько раз уже штукатурка падала» – говорит Нина, жительница дома №1.

Есть в доме и «дети войны». 80-летняя бабушка, как и все остальные, вынуждена ходить в туалет в ведро и мыться в детской ванночке. Помогают соседи: сама жительница даже встает с трудом и боится оставаться одна в разваливающемся доме.

Аварийный дом Муром бабушка дети войны-min

Отчаявшиеся люди обратились в прокуратуру, которая подала иск в районный суд с требованием немедленно расселить жильцов аварийного дома. Иск удовлетворили, о чем в прошлом году отчиталось надзорное ведомство. Но на календаре уже 2024-й, а воз и ныне там. По словам начальника муромского управления жилищной политики Анны Гребенчук, город ждет финансирования из области, после чего людям выделят новые квартиры.

«Практически все многоквартирные дома поселка фабрики имени Войкова когда-то принадлежали самой фабрике, после закрытия которой их перевели на городской баланс, и они все в таком состоянии, что в ближайшие годы нужно будет расселять, – пояснила Анна Гребенчук. – Всего же в Муроме порядка 50 аварийных домов, которые мы расселяем согласно очереди».

Это действительно не единственный многострадальный дом в поселке фабрики имени Войкова. Поднимаемся в гору и видим еще две «избушки на курьих ножках», как их ласково называют сами жители.

Дома под номерами 11 и 12, на первый взгляд, выглядят чуть лучше первого дома, но внутри та же печальная картина. В доме №11 разрушена терраса, само здание потихоньку сползает в овраг. Фундамент рассыпается и уходит в землю, крыша разваливается и течет. Из-за этого жильцы спят в окружении тазиков и обернувшись клеенками.

«Мы вызывали компанию, чтобы провести интернет, а они отказываются, говорят, там все гнилое, даже наступить негде, труха. Дымилась проводка неоднократно, проливает постоянно» – говорит Ольга, жительница дома №11.

Этот дом аварийным официально не является. В 2018 году межведомственная комиссия муромской администрации признала несколько квартир «непригодными для проживания». В мэрии Мурома пояснили: признать дом аварийным поможет экспертиза, которая оценит степень изношенности дома и его реальную опасность для жителей. Но заказать такую комиссию должны сами жильцы – соответственно, и оплатить ее тоже.

Аварийный дом Муром-min

12-й дом в поселке фабрики имени Войкова на вид кажется не таким уж и брошенным: с помощью яркой обшивки сайдингом ему придали приличный облик. Но произошел этот косметический ремонт после пожара. В подъезде загорелась проводка, которой на тот момент было уже более 80 лет. Пожар вовремя заметили жильцы и своими силами потушили, но теперь в доме на всякий случай стоят ведра с водой.

Дом №12, в отличие от своего соседа, аварийным признали еще в 2022 году, а расселение стоит на 2026-й. Это по бумагам. Сколько по факту люди будут жить в разрушающемся здании – неизвестно. Пока что они топят квартиры дровами или обогревают электроприборами на свой страх и риск, воду носят с улицы, разве что общие туалеты там в более приличном состоянии.

Главное, чего опасаются жители трех домов, – что они останутся вовсе без новых квартир. В постановлениях о признании зданий аварийными сказано, что жилые помещения для постоянного проживания предоставляются гражданам «при подтверждении ими общих требований нуждаемости и малоимущности».

«Мой муж получает пенсию 25 тысяч, значит он малоимущим не считается. – посетовала Надежда, жительница дома №12. – А потому, по мнению администрации, может и сам купить новую жилплощадь».

Каким образом это согласуется с законодательством – непонятно. Во Владимире, к примеру, власти не предъявляют требований «малоимущности», поскольку всем собственникам квартир в аварийном доме обязаны предоставить новое жилье независимо от доходов. Создается впечатление, что муромские чиновники таким образом просто оправдывают собственное бездействие. Мол, малоимущих в домах не осталось, значит и квартиры никому выдавать не нужно.

X ООО «ЯХАЕВГРУПП» ИНН 3304012483
ИП Грамотов Игорь Викторович ИНН 332807309574