«Болотные СМИ» 2.0: журналистов Владимирской области снова начали разделять на своих и чужих?
После пятилетней передышки для владимирских СМИ снова могут наступить «темные времена». Времена, когда в игре главным становится губернатор и его свита и начинаются гонения на независимые, или, если хотите, неподконтрольные администрации СМИ. В этом тексте вспомним, казалось бы, далекие орловские времена, которые вновь стали как никогда близко к владимирской журналистике.
Роковым в этой истории стал момент перехода экс-губернатора Владимира Сипягина в Государственную Думу осенью 2021 года. Не досидев в губернаторском кресле пару лет, ЛДПРовец принял выгодное предложение стать федеральным парламентарием, оставив вакантным место губернатора региона-33. За время, пока губернатором был Владимир Сипягин, владимирские независимые медиа ощутили некоторую вольность и равное положение в журналистском сообществе: Зебра-ТВ, ПроВладимир, Томикс, и в конечном счете Чеснок приглашались в туры с чиновниками и губернатором, получали равнозначную информацию, их звали на выезды и инспектирование различных объектов. Это позволило в некотором смысле уравнять права журналистов на получение и распространение информации, если не считать выезды с депутатами Заксобрания — они предпочитали привлекать к освещению своей деятельности госканалы.
Обстановка обостряется в октябре 2021 года. Взамен Сипягина президент назначает во Владимирскую область единоросса Александра Авдеева. Пока с приставкой врио. С местными журналистами он встретился практически сразу, ответив на интересующие их вопросы в формате брифинга. После этого в 2022 году он также регулярно встречался с блогерами и журналистами живьем и терпеливо отвечал на их вопросы:
2021 год:
- 7 октября брифинг с журналистами
- 7 декабря прямая линия на госканале «ГТРК»;
2022 год:
- 25 января прямая линия на госканале «Губерния 33»;
- 17 февраля закрытая (журналисты и блогеры приглашались выборочно) встреча с блогерами;
- 21 апреля прямая линия на госканале «Губерния 33»;
- 30 мая пресс-конференция;
- 6 сентября прямая линия на госканале «ГТРК»;
- 12 сентября пресс-конференция после выборов;
- 29 ноября пресс-конференция с журналистами;
- 14 декабря прямая линия на госканале «Губерния 33»;
2023 год:
- 15 марта пресс-конференция;
- 24 мая прямая линия на госканале «Губерния 33».
Отдельно хочется заострить внимание на рубрике «итоги недели от Александра Авдеева». Изначально она представляла собой прямой контакт с жителями Владимирской области через социальные сети, через которые губернатор зачитывал проблемы людей и комментировал, как намерен их решить. Вопросы были видны всем пользователям, и это было интересно в том смысле, что он реагировал на частные вопросы. Сейчас эта рубрика свелась к тому, что Авдеев пересказывает свои поездки, встречи и новости в отдельном посте. Важно отметить, что в начале своей работы Александр Авдеев реагировал спокойно на вопросы журналистов, после того, как в сентябре 2022 года он стал полноценным губернатором, избавившись от приставки врио, его ответы стали резкими и иногда язвительными.
В конечном счете взаимодействие губернатора с журналистским сообществом свелось к тому, что все выезды, встречи с федеральными гостями и инспектирование объектов он совершает исключительно с государственными, подконтрольными СМИ, которые выдадут ту информацию, которую нужно, без критики и лишних деталей. Независимые издания на эти мероприятия не приглашают, и они даже не в курсе, что выезды запланированы. За примерами далеко ходить не надо: 21 августа губернатор сообщил у себя в телеграм-канале, что проверил стройку Рпенского проезда вместе с журналистами, но не все были приглашены на этот «праздник жизни», а за подробностями губернатор отправил подписчиков на сайт провластного ГТРК. На вопрос, почему не было анонса мероприятия и не позвали журналистов других СМИ, пресс-служба белого дома ответила, что съемка осуществлялась по заявке телеканала. Могут ли себе позволить подобные съемки независимые медиа — вопрос риторический.
Точно такими же были действия экс-губернатора, единоросски Светланы Орловой. Помимо того, что она позволяла себе оскорбления журналистов и их деятельности, зачастую некоторая информация являлась «эксклюзивом для ГТРК», хотя добывался этот эксклюзив на открытых, публичных мероприятиях. Здесь нужно немного углубиться в терминологию и понять, что же такое все-таки эксклюзив: эксклюзивной называют информацию, предоставляемую отдельному журналисту и не предоставляемую никому другому. Но! Можно ли называть эксклюзивным материал, когда его получает журналист фактически у своего начальника, который платит ему за работу? Это уже, скорее, не эксклюзив, а реклама и обмен информации на лояльность к СМИ.
Суть даже не в эксклюзивности добытой информации, к слову, у «Чеснока» нередко воруют эксклюзивы, выдавая за свои, а в том, что во владимирском журналистском сообществе вновь пошатнулось равенство, которое самообразовалось во время работы Сипягина. Губернатор Александр Авдеев становится все более закрытым для СМИ, а так недалеко до «болотных СМИ» и «информационных скунсов», которыми скоро вновь могут начать называть по-другому пишущих журналистов.