На разломе жизни. Дом-коммуну в Кольчугино затягивает в прошлое

Советская эстетика сегодня становится все более популярной. По ней снимают фильмы, открывают музеи, используют в оформлении интерьеров и при благоустройстве, поднимается вопрос и о признании элементов этой эстетики – например, мозаик на фасадах или целых зданий – объектами культурного наследия. Однако на местах, особенно в глубинке, подчас даже уникальные, сохранившие эту эстетику постройки разрушаются.
В Кольчугино дух ушедшей эпохи отражают дома-коммуны. Про один из них – так называемое тысячное общежитие – «Чеснок» рассказывал в прошлом году. После нашего репортажа в здании начался ремонт, и сейчас его приводят в порядок. Однако есть и другие объекты, которые нуждаются в реконструкции, но на них внимания пока не обращают.

Таким является дом №1 на улице 5-я линия Ленинского поселка. Когда-то это было здание-коммуна. Помимо комнат-квартир с общими кухнями и туалетами там были своя столовая (от вывески сохранились только три буквы), детский сад и другие учреждения, чтобы кольчугинцы могли жить полноценной жизнью, не выходя из дома. Здание построили в 1927 году, и сегодня оно пришло в негодность.
На входе в дом тебя встречает объявление, что у него нет управляющей компании: очередной конкурс не состоялся, о чем и уведомили жильцов власти. Уже в подъезде, почерневшем от копоти, обращение с призывом к совести написали сами жители коммуны: «Люди, перестаньте мусорить и справлять нужду в подъезде. Хватит вести свинский образ жизни. Давайте жить в чистоте и порядке!».


Коммунальный дом нежилой наполовину. Одна его часть уже заброшена. Разбитые окна зияют черными дырами, а вход в подъезд крестообразно заколочен. Но другая половина все еще жилая. По официальным данным, там прописаны 48 человек.

При входе на этаж тебя встречает типичный для коммуналок длинный коридор. Где-то даже сохранились деревянные двустворчатые двери и таблички на стенах. Одна напоминает «При пожаре звонить 01», другая – «Кипячение белья в общежитии и сушка его в чердачном помещении строго запрещена».



Белье сушится тут же в коридоре. Там же установлены лавочки для отдыха и свалены ненужные вещи. Можно встретить даже стащенную из супермаркета тележку.

Общая кухня по центру заставлена древними электроплитами. На них красуется знак «Московского завода торгового машиностроения». По стене стоит ряд раковин для мытья посуды, на стенах – рисунки для уюта. Атмосфера советской столовой.


Чтобы принять ванну, придется постараться. Установлена она в общем туалете. К стене прикреплена картонка с самодельной инструкцией: «Поднять кнопку – открыть кран – душ».



Все бы ничего, вот только коммунальный дом проседает и разваливается. По полу идет огромная трещина, с потолка обваливается штукатурка, в стенах образовались дыры, а несущая стена отошла от пола настолько, что виден нижний этаж. Из-за протечек ситуация только усугубляется.
В фонде капремонта «Чесноку» сообщили, что крышу этого дома должны были отремонтировать в 2017-2019 годах, фасад – в 2018-2020 годах, коммуникации – в 2019-2021 годах, а фундамент и подвал – уже после 2035-го. На сайте Фонда развития территорий говорится, что на следующий год запланирован капремонт всех коммуникаций и крыши. Однако в краткосрочный план на 2026-2028 годы кольчугинские власти это здание не внесли.
Еще немного, и дом-коммуну окончательно затянет в прошлое. Утратить что-либо несложно – достаточно просто ничего не делать, а потом можно долго искать объяснения тому, почему коридоры этого здания исписаны свастикой.











Для отправки комментария необходимо войти на сайт.