Филипповы, Мельниковы, Шешенины. Заксобрание поддержит «семейный бизнес»
29 июня на заседании Законодательного Собрания Владимирской области депутаты приняли очень спорный законопроект «О семейном бизнесе». Его не было в основной повестке дня, дополнительно документ внес на рассмотрение единоросс Роман Кавинов, вызвав вокруг законопроекта горячую дискуссию. Одни увидели в нем поддержку традиционных ценностей и семей, другие – коррупцию.
Законопроект «О поддержке семейных предприятий во Владимирской области» разработан единороссами Романом Кавиновым и Алексеем Русаковским по наводке региональной торгово-промышленной палаты. Законопроектом предлагается юридически закрепить такое понятие, как «семейный бизнес». Трансляция заседания оборвалась на том моменте, когда Кавинов начал объяснять, какой именно бизнес будет подходить под такое понятие и какие меры поддержки будут предусмотрены для бизнесменов.
Зерно сомнения посеял руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Бирюков. Отметим, что Бирюков является председателем социального комитета, а также многодетным отцом, продвигающим поддержку семей и традиционных ценностей. Поэтому его вопрос был по теме.
«Сколько у нас вообще таких предприятий. которые могут подходить под определение «семейный бизнес»? И какая все-таки основная цель законопроекта: расширение, улучшение бизнеса или укрепление семьи?» – спросил депутат.
На его вопрос вызвался ответить руководитель торгово-промышленной палаты Иван Аксенов. Он заявил, что не обладает информацией, сколько на данный момент в регионе «семейных предприятий». Законопроектом как раз предусмотрено составление реестра таковых. Ответ на вопрос по поводу семейных ценностей был таковым.
Иван Аксенов: Что касается второго вопроса – задачи двуедины. Это укрепление института семьи и брака, что очень актуально в нынешней обстановке, когда наша бывшая братская республика принимает законы понятно какие, каких браков. Это тема.
Спикер ЗС Владимир Киселев: У нас традиционные семьи в Конституции прописаны. Подсказывают.
У фракции КПРФ также возникли вопросы к законопроекту. Депутат Антон Клюев напомнил, что это предложение не ново и рассматривалось в том числе на федеральном уровне, но принято не было. Парламентарий пытался донести до коллег, что раз там видят препятствия для принятия законопроекта, на то действительно есть причины.
«Сейчас я тоже понимаю, что и у вас в этом законопроекте нет конкретных мер. Это закон ради того, чтобы потом какие-то меры придумать. Поэтому этот закон не принимается на федеральном уровне, зачем его тогда нам принимать на нашем уровне? Было ли изучение опыта других регионов, где такой законопроект есть?» – задался вопросами коммунист.
В ответ на это Владимир Киселев заявил, что на федеральном уровне некоторые законы разрабатываются несколько лет, а депутаты владимирского парламента более гибкие и мобильные в этом плане.
Даже если владимирские депутаты действительно новаторы в этом направлении и хотят быть примером для других регионов, возникает другой вопрос: насколько правильно и качественно будет работать законопроект? Например, депутат от КПРФ Лариса Емельянова углядела в нем признаки коррупции.
«Предполагаемый закон очень зыбкий, поскольку семейственность – это как хорошая сторона, так и плохая. Семейственность в определениях того же русского языка имеет много значений, в том числе и плохих. Как отличить деловые родственные связи от порочных родственных связей?» – поинтересовалась Лариса Емельянова.
Аксенов ответил общими фразами, анонсировав в законопроекте среди поддержки бесплатную юридическую консультацию и упрощение отчетности для «семейных предприятий». Отвечая на вопрос о возможной «семейной коррупции», Аксенов привел в пример дворянскую семью Мальцовых, которые выросли из маленького семейного предприятия в Гусь-Хрустальном в меценатов, и ничего подобного в их семье замечено якобы не было.
В то же время среди владимирской элиты есть бизнес-кланы, которые тесно связаны с властью, что часто приводило к скандалам, а в некоторых случаях и к уголовным делам. Филипповы, Мельниковы, Чижовы, Шешенины, Авакяны, Друговы и так далее – получается, именно их новый законопроект и будет поддерживать.
Руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Антон Сидорко назвал законопроект «рамочным», поскольку в нем не прописаны четкие меры поддержки, а на заседании профильного комитета не было даже идей, какой именно должна быть эта поддержка.
«Давайте разберемся. Если поддержка будет декларативная и замыкаться на информировании и консультации, то проблема выхода бизнеса из тени не будет решаться. Зачем ради консультации выходить в налоги? Проблему не решит. Если правительство региона предложит действенные меры, в том числе финансового и налогового характера, то нет ли опасений, что обычный бизнес будет вводить членов семьи на минимальные ставки только для того, чтобы стать семейным и получать соответствующие преференции?» – выразил опасения Антон Сидорко.
Некое двуличие среди коллег-депутатов отметила Лариса Емельянова, напомнив, как в конце года единороссы противостояли законопроекту о подарке для новорожденного. Предлагалось выделить деньги на так называемую коробку для новорожденного, в которой были бы предметы первой необходимости для малыша в первые дни жизни. Очень даже не факт, что эта мера повлияла бы на рост демографии у нас в регионе, но это был бы жест поддержки и внимания к нашим роженицам. Но даже этого депутаты их лишили и отправили законопроект в долгий ящик.
«Вы на самом деле считаете, что этот закон поднимает демографию? Я считаю, что в этом законе много коррупционных факторов, которые налицо», – выступила депутат.
Кажется, истинные намерения этого закона стали совершенно ясны, когда слово взял Роман Кавинов. Он заявил, что неплохо было бы принять этот закон одним из первых в стране, представить его 8 июля в День семьи, любви и верности и показать другим регионам пример. Такое показное законодательство.
«По факту, закон рамочный, и никакие блага он не несет, а принять закон нужно для того, чтобы 8 июля, в праздник, заявить, что мы первые приняли такой закон, который еще даже ничего не дает», – подвел итог коммунист Шамиль Хабибуллин.
Несмотря на позицию фракции КПРФ, законопроект прошел. За документ проголосовали 27 депутатов (23 присутствующих и 4 голоса отсутствующих депутатов), 6 – воздержались.