Почему во Владимире не построили цирк, манеж и Клязьминскую магистраль
Есть расхожее выражение о городе или стране, которые мы потеряли. Но мы нечасто говорим о будущем, которое мы не приобрели. В отношении города это утраченное будущее можно проследить в генеральных планах развития Владимира. Безусловно, это живой документ, который меняется в зависимости от исторической ситуации и целей. Однако если у городских властей нет видения развития города, и во главу угла ставятся только сиюминутные задачи и местечковые интересы, то в итоге вместо планомерного развития мы получаем хаос.
Автономная некоммерческая организация социальных медиапроектов «Наследие» рассказывает, каким мог быть Владимир, если бы советские генпланы удалось реализовать.
За последние 100 лет у Владимира было несколько генпланов. В последние два десятилетия стратегических решений власти, как правило, не предлагали, да и развития города, кроме как в сторону Сновиц и Содышки, не было. А вот в советское время планы строились грандиозные и во многом воплощались в жизнь.
Первый постреволюционный генплан разработали в 1926-1927 годах. Город разделили на две зоны – историческую и современную. Жилую и промышленную застройку наметили за чертой древних валов (на востоке и на юго-западе), строительство административного центра вынесли на северо-запад от центра, а историческое ядро сохранили.
Уже тогда, почти 100 лет назад, власти задумались о решении транспортной проблемы в центре города. Для этого планировалось построить Лыбедскую магистраль и Клязьминскую магистраль вдоль железной дороги. Они огибали бы исторический центр и позволили бы вывести из него большую часть транспорта. Будущий Октябрьский проспект также наметили уже тогда. К сожалению, Клязьминская магистраль, или южная – как ее неофициально называют сейчас, до сих пор так и не появилась.
Следующие генпланы приняли в 1947 году (он был рассчитан на 160 тысяч жителей), в 1967-м (на 300 тысяч жителей) и в 1981-м (на 400 тысяч жителей, с развитием города до 2010 года). Последний разрабатывал институт «Гипрогор».
До этого, в 1960-1970 годы, шли активное развитие и застройка Владимира: появилось регулярное троллейбусное сообщение, были построены кинотеатры, драмтеатр, вокзал и множество других общественных зданий. Активно застраивались проспекты Строителей и Ленина, улицы Горького и Мира, а в 1973 году в Добром появилась первая многоэтажка.
В этом самом году владимирцы так представляли будущее города. Пекинка должна была стать городской улицей с троллейбусной линией, а новое шоссе – нынешний северный обход – планировался значительно севернее, что позволило бы дальше развивать город. Исторический центр не трогали, но хотели благоустроить: власти собирались снести все постройки на холмах вдоль Клязьмы (вероятно, речь шла о привокзальной территории и территории вокруг Патриаршего сада).
«Владимир, как бы отряхнув с себя рухлядь прошлого, окунется в густую зелень садов, которые на протяжении многих веков широко прославляли его замечательным сортом редкостных по вкусу владимирских вишен», – мечтали горожане. К сожалению, реализовать это не удалось.
В районе проспекта Строителей в 1970-е годы развернулось возведение новой гостиницы. Изначально она должна была называться «Турист» и быть 22-этажной. В итоге появилось 16-этажное «Золотое кольцо». Стройка шла очень медленно и даже за 10 лет окончена не была. Вдобавок в западном районе, помимо «Буревестника», должны были открыть еще один кинотеатр.
Большую ставку городские власти делали на Октябрьский проспект. Он должен был стать новым административным центром, который стартовал бы между драмтеатром и универмагом и завершался площадью Ленина. На Октябрьском проспекте планировалось построить 19-этажную гостиницу «Интурист», специально спроектированные для Владимира цирк, кинотеатр на 1200 мест, Дом молодежи (Дворец бракосочетаний) и торговый центр. Ничего из этого так и не появилось. Уже в нашем веке Старые сады у ДТЮ также хотели застроить все теми же объектами, но горожане выступили против этого.
В дополнение на пустырях у педагогического и политехнического института, помимо общежитий, был запланирован спортивный комплекс с вместительной чашей стадиона. Горожане его ждут до сих пор.
В 1980-е годы планы немного поменялись. Гостиницу «Турист» сократили уже до 18 этажей, а «Интурист» увеличили до 20. На Октябрьском проспекте запланировали кинотеатр уже на 1600 мест, а также межсоюзный дворец культуры профсоюзов. Спорткомплекс на проспекте Строителей превратился в легкоатлетический манеж с бассейном.
В пойме Клязьмы должен был появиться природный парк. Власти вновь вспомнили о Лыбедской и Клязьминской магистралях. Центр города планировалось сделать преимущественно туристской зоной. Старые кварталы решили реконструировать, малоценные дома снести и заменить новыми, в стиле застройки прошлых веков.
Важно, что в генплане 1981 года планировалось присоединить к Владимиру Боголюбово. Это решение уже давно напрашивается, однако до сих пор не реализовано.
Таким видели развитие Владимира 40 лет назад. После уничтожения СССР многие планы либо сошли на нет, либо были отложены в долгий ящик. Наш город потерял в развитии почти 30 лет, и лишь сегодня мы сдуваем пыль с некогда задуманных проектов.