К зависти Чичикова. Как Александр Авдеев электронное голосование продвигал
Сегодня в Государственной Думе рассматривается законопроект о повсеместном введении на выборах дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Инициатива продвигается депутатами от «Единой России». Документ уже принят в первом чтении. За его утверждение проголосовали парламентарии от «Единой России», ЛДПР и «Новых людей», против – фракции КПРФ и «Справедливая Россия – Патриоты – За правду». Все владимирские депутаты – Игорь Игошин, Григорий Аникеев, Алексей Говырин и Владимир Сипягин – также поддержали законопроект.
Предлогом для введения ДЭГ его сторонники называли борьбу с пандемией. Электронное голосование также якобы позволит сэкономить на зарплатах членам избирательных комиссий. Наконец, это путь прогресса.
«Самый страшный враг прогресса – это предрассудок: он тормозит, он преграждает путь к развитию. «Единая Россия» не стоит на пути развития, а предлагает поддержать данный законопроект», – пояснил один из его авторов Дмитрий Ламейкин.
«ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ЧИЧИКОВА»
Представители оппозиции обоснованно заявляют, что проверить достоверность результатов ДЭГ никак нельзя. Сотрудники избирательных комиссий, кандидаты и наблюдатели видят только циферки на экране, но что за ними стоит – неизвестно. Это открывает простор для новых фальсификаций, ведь «нарисовать» можно какой угодно результат. К примеру, на прошедших выборах в Госдуму благодаря ДЭГ в Москве представители оппозиции проиграли во всех округах, причем даже там, где в реальном голосовании выигрывали. Объяснялось это тем, что обслуживание и контроль за системой ГИС ДЭГ осуществлял аппарат мэра и правительства Москвы. Неслучайно электронное голосование называют «убийцей выборов».
«Для чего вы вводите возможность неконституционного захвата власти? Потому что вы берете и каким-то специалистам неведомым отдаете право манипулировать несуществующими голосами. Вы в принципе последователи Чичикова. Потому что невозможно проконтролировать электронную систему. Если человек создал систему, человек может внести в нее любой алгоритм. И вы проголосуете, а ваш голос будет зачтен совсем в другое место», – высказался при обсуждении законопроекта депутат от КПРФ Николай Коломейцев.
Соавтор законопроекта, единоросс Дмитрий Вяткин заверял, что «реально невозможно организовать какие-то массовые вещи», поскольку при заходе на Госуслуги и при голосовании необходимо вводить пароль с телефона. Однако этот аргумент опровергается практикой. Например, во Владимирской области ДЭГ пока не применялось, однако на выборах в Госдуму также бывали случаи, когда сотрудников отдельных организаций – как бюджетных, так и частных – работодатель через Госуслуги записывал на голосование на конкретном участке. Что мешает работодателям в будущем таким же образом контролировать, как проголосуют их сотрудники? Тем более что ДЭГ на выборах в Госдуму предусматривало возможность переголосования.
Депутат от «Справедливой России» Олег Нилов при обсуждении в Госдуме заметил, что при ДЭГ возможны не только взлом результатов хакерами, их искажение иностранными государствами и блокирование голосования как такового, поскольку серверы находятся за границей. Дополнительно устраняется гарантированная законом тайна голосования, ведь выбор гражданина сразу же фиксируется системой. Тот, кто контролирует систему, может его проверить, а вот тот, кто проголосовал, – нет.
«Единственной гарантией сохранения моего выбора является не тайное голосование, а открытое поименное голосование. Пусть не в день голосования, на следующий день предоставьте мне возможность проверить, как я проголосовал, сохранен мой голос или нет», – выступил Олег Нилов.
Однако доводы оппозиции услышаны не были. За принятие законопроекта проголосовали 296 депутатов, против – 74, один воздержался.
ПОБОРНИК ЭЛЕКТРОНКИ
Введут ли электронное голосование на сентябрьских выборах губернатора Владимирской области, пока неизвестно. Однако стоит заметить, что Александр Авдеев, будучи депутатом Госдумы, был едва ли не главным поборником ДЭГ.
Впервые ДЭГ в качестве эксперимента ввели на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Тогда, выступая в Госдуме, Александр Авдеев призвал ориентироваться на развитые страны, такие как Канада, Индия и Эстония, которые также внедряют электронное голосование. Это, по мнению Авдеева, повышает явку на выборах.
«Мы видим, что явка на выборах падает (к примеру, в Москве наблюдается падение явки в полтора раза – с 35% до 21%), и речь вовсе не о манипуляциях в пользу или против какого-то кандидата, люди просто не приходят, людям неудобно. Люди становятся всё более мобильными, они не привязаны не только к месту регистрации, но часто и к стране, находятся в командировках, на отдыхе и так далее», – заявлял депутат Госдумы.
В 2020 году Александр Авдеев подтвердил свою позицию, что выборы в принципе могут проходить только в интернет-сервисах.
«Фракция «Единая Россия» считает, что мы должны повышать доступность выборных процессов для людей и развивать такие технологии, как электронное голосование, дистанционное голосование, для того чтобы вне зависимости от того, где человек находится – на Крайнем Севере, где тяжело обеспечить предвыборные и выборные процессы, в отпуске, на санаторном лечении, в командировке, – он мог изъявить свою волю, проголосовать. И избирательная кампания также сейчас спокойно проходит в интернет-сервисах и абсолютно подменяет собой реальные избирательные кампании, которые мы видели ещё десять лет назад», – поделился мнением Авдеев в феврале 2020 года.
Поддержал будущий врио губернатора и введение ДЭГ на довыборах в Госдуму в 2020 году, поскольку, по его мнению, Россия «опаздывает с внедрением цифровых технологий». И конечно, была ссылка на пандемию коронавируса, самоизоляцию граждан и т.д.
«Во всём мире бушует коронавирус, и люди ограничены в собственном перемещении. И если мы говорим о том, что люди не хотят ходить на выборы, то тем более мы не должны заставлять их ездить на выборы. Люди в наше время очень мобильны, не привязаны ни к месту жительства, ни к месту работы, они перемещаются, находятся на отдыхе, в командировках, на вахте и так далее. И нам с вами вместе с правительством, с избирательной комиссией нужно думать о том, как реализовывать в современных условиях право граждан на голосование, на их выбор», – выступил Авдеев, добавив, что в 2019 году голосование по ДЭГ было «крайне разношёрстное, никакого перекоса в сторону «Единой России» не было».
Появится ли ДЭГ на губернаторских выборах, зависит и от федеральных властей, и от региональных. Но если систему будет контролировать аппарат главы региона, главного участника избирательной гонки, то о какой вообще конкуренции и честности выборов может идти речь?