Рубить нельзя лечить. Как во Владимире бороться со златкой без вырубок?
Летом прошлого года во Владимире ввели фитокарантин по ясеневой златке. Это жуки, которые откладывают огромное количество яиц в трещины коры деревьев. Личинки вылупляются и прогрызают длинные извилистые ходы в древесине, а уже взрослые жуки питаются листьями кроны. Нанесенный златкой урон владимирцы оценили сполна: в городе за последние месяцы вырубили сотни погубленных жуком сухих деревьев, а в ближайшее время с улиц Владимира могут окончательно исчезнуть подверженные златке породы деревьев.
Паразит поедает не все деревья. В зоне риска – ясень, клен ясенелистный, орех маньчжурский, вяз и лапина. Как сообщил Россельхознадзор, за год ситуация со златкой во Владимире не только не улучшилась, но даже ухудшилась, поэтому карантинную зону расширили до 195 680 га, а очаг распространения занял 8737,5 га. Для сравнения: площадь Владимира – 135 кв.м, или 13 500 га.
Что предполагает карантин и можно ли заблаговременно лечить деревья и избежать массовых вырубок, ведь в городе исчезают целые скверы, и деревьев становится значительно меньше? Эти вопросы «Чеснок» задал Россельхознадзору и мэрии. Ответ получили неутешительный: поражение деревьев златкой – процесс необратимый, поэтому вырубке подлежат не только деревья-носители, но и все деревья опасных пород в радиусе 100 метров от очага. Здоровые деревья, не находящиеся в радиусе 100 метров от зараженных, вырубке не подлежат.
Помимо вырубки, необходимо сжечь или переработать в щепу все древесные остатки. Проводить подобные мероприятия следует ежегодно вплоть до полной ликвидации очага. Разумеется, высаживать подверженные златке породы также запрещается.
Нашествие ясеневой златки является проблемой не только для Владимирской области. В Саратове, к примеру, предлагают применять современные технологии в совокупности с естественными природными процессами – уничтожением вредителей дятлами. Доктор сельскохозяйственных наук, действительный член Российской Академии Естествознания Ольга Сокольская раскрыла другие методы борьбы со златкой – в частности, наладить уничтожение жука и его кладок с помощью других организмов и обработки деревьев:
«Существует разработанная технология и создано предприятие по непрерывному производству в необходимых объемах трех видов паразитических энтомофагов. Один из этих энтомофагов – яйцеед Oobius agrili и два личиночных паразитоида – Tetrastichus planipennisi и Spathius agrili. При разработке приемов химической защиты ясеня от златки были испытаны инъектирование почвы в приствольных кругах, опрыскивание стволов деревьев и внутристволовое внесение различных препаратов. Наиболее результативным оказался метод инъекций препаратом Treeage (действующее вещество – Эмамектин бензоат) в стволы деревьев с помощью специального оборудования – системы Арборжет в весенний период.
Для введения препарата в комлевой части стволов делают несколько отверстий (их число зависит от размера дерева). В отверстия вставляют специальные пробки, через которые вводят препарат. Он достигает верхушки дерева через 0,5-2 часа после введения, что обеспечивает быструю защиту ясеня от вредителя.
Этот метод позволяет решить проблему борьбы с ясеневой златкой в городах. Эту технологию можно применять в естественных древостоях на не очень больших площадях в тех местах, где другие методы внесения препаратов невозможны. Она позволяет надежно защитить деревья ясеня от златки одним инъектированием на срок как минимум три года».
В Россельхознадзоре об этой технологии не сообщили, зато отрицают возможность распыления инсектицидов (химических препаратов) для уничтожения златки на территории города.
«Данное решение обусловлено большой территорией карантинной фитосанитарной зоны и тем, что в зону обработки пестицидами попадает значительная часть населенного пункта, что может создать избыточные риски для проживающих людей при распылении пестицидов», – говорится в ответе.
В мэрии также об альтернативных методах борьбы со златкой не заявили. Конечно же, современные технологии требуют финансирования, а вырубать деревья и проще, и дешевле. Но, по мнению редакции, вылечить деревья и сохранить зеленый город – вопрос более приоритетный, чем, к примеру, установка новых памятников или арт-объектов.