Четыре дворянские усадьбы во Владимирской области выставят на торги
Власти Владимирской области намерены продать четыре дворянские усадьбы, находящиеся на территории региона. Их внесли в проект плана приватизации на 2025-2027 годы. Самостоятельно восстановить и использовать уникальные туристические объекты правительство не в состоянии.
На торги в ближайшие три года предлагается выставить 68 имущественных комплексов и выручить с их продажи 134,4 млн рублей. Большая часть объектов – это бывшие аграрные постройки и не используемые ныне здания. Однако в списке есть и объекты культурного наследия.
Так, с молотка может уйти усадьба Карповой в поселке Сушнево-1 Петушинского района. Как уже рассказывал «Чеснок», усадьба была построена еще в XVIII веке семейством Грибоедовых, а современный вид обрела в середине XIX века благодаря сестре фабриканта Саввы Морозова А.Т. Карповой. До революции это был культурныц центр Владимирской губернии. В Сушнево приезжали Петр Чайковский, Исаак Левитан, Федор Шаляпин, Антон Чехов, Василий Ключевский и другие известные личности. После революции усадьбу использовали под дом отдыха и санаторий, а когда последний закрылся – здания начали приходить в негодность и сегодня по большей части разрушены.
Теперь министерство имущественных и земельных отношений собирается продать дома старшего и младшего сыновей, а также дом прислуги. Ранее их предлагали взять в аренду, но желающих не нашлось.
Вторая уникальная усадьба Екатерининской поры, которую хотят приватизировать, также находится в Петушинском районе. В селе Андреевское в конце XVIII века появилась усадьба Воронцовых-Дашковых. Это село графу Михаилу Воронцову пожаловала еще императрица Елизавета Петровна. Имение же выстроил генерал-губернатор Владимирской губернии Роман Воронцов. Усадебный комплекс возводил лично архитектор Николай фон Берк. Некогда там бывали Петр Багратион, Александр Суворов, Александр Радищев, Александр Пушкин и пр. После революции и вплоть до 2012 года там также располагался санаторий.
Последние 12 лет областные власти ничего не сделали для восстановления усадьбы. Найти арендатора также не удалось. В прошлом году там побывал вице-губернатор Владимир Куимов и предложил отдать комплекс «в хорошие руки».
«Сейчас усадьба 10 лет стоит без пользователя, после того, как оттуда выехал детский санаторий. Без постоянного хозяйского пригляда памятник ветшает. Надеюсь, что для этой интересной усадьбы найдется инвестор, любящий нашу историю и готовый внести вклад в ее сохранение. Со стороны правительства Владимирской области будет оказываться вся необходимая помощь и сопровождение при реализации этого инвестиционного проекта», – написал Куимов в соцсетях.
К приватизации готовят земельный участок 33:13:080215:1 площадью почти 9 га и все находящиеся на нем постройки – дворец, школу-общежитие, овощехранилище, склад, гараж, ворота и калитку.
Разрушается сегодня и усадьба Грузинских-Шорыгиных в Камешковском районе. Ее построили в середине XIX века на берегу Клязьмы. Изначально имением владел полковник в отставке Михаил Катенин, затем в качестве приданого его передали дочери генерала и ее мужу – князю Николаю Грузинскому из рода Багратионов. В 1910-м усадьбу продали фабриканту-миллионеру П.Т. Шорыгину, а через 8 лет ее национализировали и открыли там санаторий имени Ленина. После развала СССР комплекс постигла та же судьба, что и другие. В план приватизации Белый дом предлагает включить здание оранжереи №2, находящееся в неудовлетворительном состоянии.
Также на торги могут выставить усадьбу Демидовых в Вязниках. Ее построили фабриканты Демидовы в XIX веке. «Льняным королям» принадлежало несколько фабрик. После революции здание использовалось как профилакторий для рабочих, а в последние годы там располагался социально-реабилитационный центр. Власти намерены продать объект вместе с участком.
Помимо этого, в Ставрово новым владельцам может отойти часть дома Бажановых на улице Ленина, 16. Здание построила семья фабриканта Родиона Бажанова в конце XIX века, но сегодня объект культурного наследия также находится в неудовлетворительном состоянии. Ранее ему искали арендатора, но тщетно.
Отметим, что план приватизации утверждает Законодательное Собрание, и он может претерпеть изменения.