«Все остальное – колхоз». Заксобрание упразднило местную власть
Сегодня депутаты областного парламента узаконили муниципальную реформу, по которой в Собинском, Меленковском и Муромском районах упразднят все городские и сельские советы и администрации и оставят только районные советы и администрации, а в случае с Муромом – поселения присоединят к городскому округу.
В течение месяца до заседания во всех поселениях прошли слушания, на которых большинство собравшихся поддержали оптимизацию местной власти. Против выступали только некоторые депутаты и общественники. Также свое несогласие с реформой заранее высказала фракция КПРФ в Заксобрании. На сегодняшнем заседании против законопроектов проголосовали всего три депутата.
КОГДА ВЛАСТЬ НЕ «ИГРУШКИ»
В ходе обсуждения большинство депутатов – в первую очередь от «Единой России» – высказались за муниципальную реформу. Среди них были и бывшие главы поселений. Так, вязниковский нардеп Роман Кавинов вспомнил начало 2000-х годов, когда выстроенная при губернаторе Николае Виноградове система местного самоуправления была «эффективна» и велась «четкая, понятная, выстроенная работа». Однако впоследствии произошло разделение властей, и теперь жителям стало неудобно решать свои вопросы.
Бывший глава Гусь-Хрустального Николай Балахин «как практик» также отметил, что настала необходимость муниципальной реформы. Его однопартиец Алексей Русаковский как житель села посетовал, что его соседи обращаются за помощью к нему, а не в местные администрации. По мнению депутата, сельские чиновники виноваты в плохой медицине и вырубке леса, хотя за то же здравоохранение отвечают областные власти.
«Игрушки с сельскими поселениями, о которых мы говорим: ФАПа нет, лес хотят валить, лекарствами не торгуют, есть другие проблемы. Профессионалы должны быть в каждом деле, а отвечать за все должен единоначальник, все остальное – это колхоз», – выступил Русаковский.
Нардепа также покоробило предложение «голосовать по совести», но он все равно заявил, что именно так и проголосует. Еще один нардеп из Киржача Евгений Федоров вовсе вспомнил завет Сергия Радонежского и потому будет голосовать «по совести и справедливости». Федоров уверен, что не дело, когда в одном городе две администрации, два управления культуры, два управления туризма, и «люди не знают, куда ходить».
Подытожил позицию партии власти руководитель фракции «Единая Россия» Вячеслав Картухин. Он аргументировал оптимизацию местного самоуправления тем, что сегодня для него нет «необходимой экономической базы». Объединение же муниципалитетов позволит создать систему, которая будет «экономически обоснована и подкреплена финансами», а потому эффективна.
«МЫ НАД ГЛАВАМИ ИЗДЕВАЕМСЯ»
Свою позицию в ходе обсуждения высказали и главы администраций Собинского района и округа Муром. Райменеджер Александр Разов поделился, что с самого начала своего правления убедился в неэффективности сложившейся системы местного самоуправления. Сегодня в Собинском районе на 49 тысяч жителей – 12 администраций и более 180 депутатов. Большая часть муниципалитетов не может решить вопросы развития своих поселений, так что району приходится помогать.
«Когда меня назначили депутаты главой администрации Собинского района, я понял, что городские и сельские поселения неспособны выполнить свои полномочия, и мы взяли де-факто управление районом в свои руки, в руки районной администрации», – выступил Разов.
Райменеджер также обратил внимание на то, что практически все депутаты, в том числе от разных партий, поддержали реформу.
Мэр Мурома Евгений Рычков, который еще два года назад выступал против муниципальной реформы, сегодня активно ее поддержал. Чиновник провел исторический экскурс. Рычков уверен, что в России такой системы самоуправления, как сейчас, никогда не было, а нынешняя конструкция «искусственная» и унижает местных глав.
«В истории России никогда не было двухуровневой системы самоуправления. Так было и в самые древние времена, так было и в петровские, и в дореволюционные, так было в Советском Союзе. Естественным образом сложилась система власти в России как трехуровневая – волости, уезды, районы, области, губернии, ну и федеральные власти.
Поэтому, к сожалению, эта конструкция, которая называется сельские поселения, – она во многом навязанная не по решению самих жителей, не по их запросу, а исходя из определенных принципов. Она до сих пор не набрала самодостаточность. Сами сельские поселения никогда не находили понимания того, зачем они нужны.
Мы сегодня над главами местного самоуправления, по сути, издеваемся. Почему сегодня так безболезненно проходит объединение? Потому что сами главы понимают, что они бессильны решить проблемы людей, и они первые голосуют за то, чтобы эту систему поменять, и они ощущали бы себя полезными и способными решать проблемы на местах», – считает Евгений Рычков.
А ЕСЛИ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО?
Свои сомнения по поводу муниципальной реформы высказали только депутаты от КПРФ и «Справедливой России – За правду!». Так, коммунист Антон Сидорко напомнил, что если бы не нардепы Филипповского сельского поселения, то сегодня в Киржачском районе был бы крупнейший в Европе мусорный полигон. Районные депутаты при губернаторе Светлане Орловой как раз поддержали проект, а местные выступили против, поэтому «катастрофы не случилось».
По мнению фракции КПРФ, фактически речь идет о ликвидации местного самоуправления и централизации власти до областного уровня, поскольку даже главы районных администраций, по сути, назначаются в Белом доме. Что касается практически стопроцентного одобрения реформы на слушаниях, то в подобных мероприятиях, по словам депутата, как правило, участвуют провластные активисты, да и на местных депутатов всегда можно найти рычаги давления.
«Сегодня не у всех, к сожалению, хватает смелости на свою позицию», – констатировал Сидорко.
Эсер Сергей Бирюков согласился с этим и добавил, что если бы завтра все жители на референдуме решили – «приходите и владейте нами», это еще не значит, что власти должны ущемлять их в правах. Депутат напомнил о Конституции РФ, в которой говорится, что единственным источником власти является народ, и свое право на формирование власти народ должен реализовывать в том числе на местном уровне. То, что сегодня система работает плохо, Бирюков назвал «нашей общей бедой», которую нужно устранять другими способами.
«Я считаю, довольно поспешно эта реформа принимается», – поделился мнением справедливоросс.
В итоге за муниципальную реформу проголосовали 32 депутата, присутствовавших в зале, и 5 депутатов заочно, а против – только 3 народных избранника. Теперь эти решения должен узаконить каждый из ликвидируемых местных советов.