Своими силами. Фонд помощи брошенным животным «Дорога добра»
«Чеснок» продолжает проект медийной поддержки некоммерческих организаций «Своими силами». Мы рассказываем о социально значимых проектах, которые получили или подавались на президентские гранты. Один из них посвящен брошенным животным и называется «Собачья польза: восстановление уважения к бездомным собакам».
Глобальная цель проекта – формирование у владимирцев ответственного и уважительного отношения к животным. Проблема сегодня актуальна, как никогда. На уровне федерации регионам разрешили умерщвлять бродячих собак. Подобные меры уже легализовали в Бурятии, Тыве, Забайкалье, на Чукотке, Алтае, в Астраханской и Магаданской областях. Во Владимирской области этот вопрос еще не обсуждался, но может всплыть после выборов.
Зоозащитники, те, кто профессионально занимается с бездомными животными, понимают, что эвтаназия проблему не решит. Чтобы брошенных собак стало меньше, нужно воспитать у людей уважение к животным. О том, как это сделать, мы узнали у руководителя благотворительного фонда помощи брошенным животным «Дорога добра» Юлии Буйницкой.
ПРИЮТ, ГДЕ ВСЕ ПО-ДРУГОМУ
— Юлия, как вы пришли к тому, чтобы организовать свой приют?
— Сначала я просто помогала зоозащитникам – привезти, отвезти, взять на передержку животного. Потом прибилась к одному приюту, но мне изначально не нравилась его структура. Взять все приюты, которые есть, в том числе в Москве. Приезжаешь – люди общаются с собаками через вольер или гуляют с ними на поводке. Собаки все время не нагулянные, орут, грязные.
Я поставила себе амбициозную цель – построить приют, где будет все по-другому. Купила землю в Суздальском районе. Специально выбирали участок подальше от людей, чтобы никому не мешать. Нежитино находится 1,5 км, Бородино – тоже неблизко.
У нас нет цепей, никогда не было и, надеюсь, никогда не будет. К нам приезжают школьники, дети, взрослые, входят в вольер по очереди, и собаки с детьми общаются. Детские дома приезжают, школы классами приезжают, дети-инвалиды приезжают.
Мы по гранту поставим вагончик для канистерапии. Канистерапия – это лечение собаками. Психиатр один заметил, что, когда к нему приходят пациенты, они быстрее раскрываются и лучше себя ведут, когда сидит его лабрадор рядом. Из этого все пошло-поехало. И одна наша сотрудница Оля отучилась на канистерапевта и работает с детьми-инвалидами. Но сейчас мы по большей части на выезде работаем.
— Т.е. собак отсюда берете и едете?
— Рыжая как раз ездит, Бонька тоже. Но летом мы проводим здесь канистерапию. Расстилаем ковер. К нам приезжают незрячий мальчик, дети-аутисты, дети с ДЦП. Под каждого ребенка Оля подбирает программу. Незрячий мальчик Прохор – ему 14 лет, а развитие – как в 7 лет. Он приезжает на канистерапию, все трогает, кормит, гладит. У него ДЦП еще есть, он ведет собаку за поводок, т.е. развивается моторика, движения, и сеансов будет несколько.
Что касается приезда школьников, дети приезжают – у нас собаки в открытом доступе. Они с ними гладятся, общаются, собаки все ласковые. И дети прямо меняются. Особенно когда подростки приезжают: они все модные, у всех секреты. А когда приезжают, начинают общаться с собаками – они настоящими становятся. Даже классные руководители говорили, что некоторые дети наладили между собой отношения, потому что здесь посмотрели друг на друга другими глазами.
Сейчас у нас практически каждую неделю приезжают школьники, в детский дом мы ездим – с рыжей, с Боней. Они и сюда приезжают, и мы к ним.
— Как животные к вам попадают?
— У нас несколько направлений работы. Основное – мы спасаем собак. Взять Боню – она жила у алкоголика, на цепи, голодная, соседка подкармливала. Нам позвонили, сказали: «Можете забрать?». Можем, забрали. Щенки рыжие выросли – их выбросили на дороге. Их было 8, один только пристроился, началась СВО – и пристрой вообще встал. Бросают сейчас намного больше собак, пристраиваем меньше, потому что кто уехал, кто собирается уехать.
Еще один пес – из Камешковского района. У него хозяин был МЧСник, он его выдрессировал, но запил по-черному, выкинул его, ну и все. Вот он пришел к нам с улицы. Т.е. у каждой собаки своя судьба, они все попадают абсолютно по-разному сюда.
Ну и потихоньку начали обзаводиться инфраструктурой. Собак прибавлялось очень быстро. Скважину нам сделали бесплатно. Вольер мы год ставили. В нем 8 блоков. 4 блока – там внутри теплые вольеры, они отапливаются. Т.е. собаки погуляли – зашли, им внутри тепло, туда сажаем больных, старых. Второй блок отстроили совсем недавно. Мы поставили забор по всему периметру, купили вагончик, оборудовали его под вольеры, еще один вагончик нам подарили, тоже его оборудовали. Т.е. потихоньку.
— Кошек тоже принимаете?
— Кошатника у нас нет. Не очень хочу связываться в приюте с кошками, потому что они часто болеют. У собак вирусов гораздо меньше. Так что наши кошки сидят по квартирам. Есть, к примеру, волонтер Лена – у нее одна кошка дома сидит, три у мужа. Т.е. они не в приюте сидят, а у волонтеров дома.
ТРИ ВОЛОНТЕРА
— На сам приют необходимы немалые финансовые средства. Для крупных собак нужны большие вольеры.
— Вольер мы строили три года назад, 300 тысяч на него ушло. Все постройки – за счет собственных средств. Кормежка – за счет средств людей. Если что-то случается, мы делаем сборы и закрываем либо лечение, либо питание. Лечение всегда закрываем, по кормам не всегда получается. У нас сейчас висит небольшой долг, но потихоньку закрываем.
— Вам корм предоставляют?
— Дают в рассрочку. Это хороший корм. Люди, конечно, привозят, но если собакам менять постоянно корм, то у них будет расстроенный ЖКТ, а это нам поездка к ветеринару, оплата лечения и т.д. Поэтому мы стараемся кормить одним кормом, а из тех, что привозят, – только премиум-кормами, потому что нам дороже будет потом лечить собаку, чем кормить.
— Сколько у вас сотрудников?
— Есть два сотрудников – Оля и Лена. У нас благотворительный фонд, два сотрудника, я третий. Сейчас грант взяли на «стерилку». 350 бездомных животных мы будем «стерилить» бесплатно.
— А сотрудники, которые «стерилят», – тоже волонтеры?
— Нет, это ветеринары, которые получают оплату своих услуг за счет средств гранта.
— У вас собственного ветеринара нет?
— Нет, к сожалению. Мы не так хорошо живем. Но хотелось бы.
ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ
— Какое будущее у приюта?
— Мы хотели зоогостиницу построить, но она уже забита собаками, сложновато. Коммерческую деятельность мы никакую не ведем и на гранты не существуем, мы на них развиваемся. Цель – сделать реабилитационный центр для собак и в том числе для детей.
Направление детей-инвалидов у нас сейчас расширилось и приняло серьезную форму. Оля у нас обучается, мы в марте поедем на конференцию по канистерапии, поставим вагончик. У нас еще есть проект – пушистая библиотека: приходят дети и по сценарию читают собакам. Это направление тоже развивать будем. Оно тоже сейчас в библиотеке идет, а будет у нас в вагончике.
Суть в чем – сделать некий центр притяжения людей. Задача этого всего по большому счету – привлечь внимание к проблемам бездомных животных.
— У вас не первый грант?
— Третий. Первый был просто на «стерилку» 100 животных, второй был на «стерилку» и вагончик мы взяли. Подсмотрела идею по России. Выгода в том, что, если заканчивается грант, мы можем продолжать стерилизовать, у нас есть оборудование, просто за счет собственных средств. Третий грант – 4,1 млн: там «стерилка» (в сумме на менее 350 животных – ред.), два вагончика, канистерапия (не менее 200 детей и взрослых пообщаются с бездомными собаками – ред.) и группа по кинологии.
— Это консультации для собачников?
— Они необходимы. Процентов 30 выбрасывают собак, потому что не справились. Собака сожрала полдивана, нагадила и т.д. Но кинолог дорогой, да и некоторым лень. Есть и некачественные кинологи, а люди хотят получить волшебную таблетку. Так что мы создаем группу для тех, кто хочет заниматься с собакой, но их нужно подтолкнуть. Это будет группа в ВК, где можно задать свой вопрос. Хозяин присылает видео или рассказывает о проблеме – и наш кинолог отвечает на вопросы подробно, с видео, дает консультацию (всего будет проведено не менее 1200 консультаций – ред.).
— А бесплатные занятия?
— Думаю, к этому тоже придем летом. Просто технически это сложновато. Т.е. у нас второй блок занят, а третий – возможно, там огородим.
— Т.е. ваша цель – прививать любовь к животным?
— Да. У нас сейчас какие мифы: что собаки – злые, кусают людей и жрут детей. Люди сюда приезжают, особенно классы с родителями. Некоторые родители – видно, что вообще не собачники, они сторожат своего ребенка. А в конце они все равно раскрываются. Ребенок ходит, гладит – они тоже. Летом тут классная природа. Они отдыхают, делают классные фотографии, потом это все разносится по соцсетям. Это еще одна капля в море, чтобы привить детям, взрослым любовь к бездомным животным и ответственность. Все направлено на это.
Отношение людей к бездомным животным показывает состояние общества, насколько оно гуманно и готово брать на себя ответственность за окружающий мир. Пока что в этом вопросе наше общество не достигло зрелости. Проблема остается, и мы пытаемся найти для нее решение. Благотворительный фонд «Дорога добра» дает одно из них: заботиться о братьях наших меньших, и тогда они будут заботиться о нас. Побольше узнать о работе приюта и помочь ему вы сможете через его сайт и социальные сети.