На электронное голосование в Заксобрание заявились 25 тысяч человек
На выборах в Законодательное Собрание Владимирской области проголосовать дистанционно, по интернету изъявили желание уже 25 тысяч человек. В системе по-прежнему много подводных камней, потому и много вопросов к ней.
Есть ли гарантия, что человек, проголосовав на ДЭГ, не сможет проголосовать и на участке? Кто проконтролирует, что электронный голос учтется именно за того кандидата, за кого он был отдан, а компьютер не выдаст заранее заготовленный результат? Наконец, с учетом того, что сотрудников различных организаций, в том числе бюджетных, склоняли к тому, чтобы регистрироваться на ДЭГ, будет ли голосование добровольным и тайным, либо же начальник со своего компьютера, заходя в разные аккаунты, в одиночку проголосует за нужного кандидата?
На все эти вопросы нет ответов со 100-процентной гарантией. Соответственно, и результаты электронного голосования, которое может стать новой «Ладогой», заранее вызывают обоснованные сомнения. Вдобавок онлайн-система подвержена хакерским атакам, что волнует и Центральную избирательную комиссию.
По словам председателя ЦИК Эллы Памфиловой, даже сейчас на сайты ведомства регулярно осуществляются хакерские атаки, поэтому к сентябрьским выборам ситуация может только усугубиться. Председатель областной избирательной комиссии Вадим Минаев солидарен с федеральными коллегами и уверен, что хакерские атаки на российские провластные сайты происходят вне зависимости от выборов. Единственное, Вадим Минаев полагает, что в день голосования они будут, как и в прошлом году, волнообразными.
«Наши недруги будут пытаться дискредитировать всю систему. У нас иной раз из крана течет вода не совсем приятная, наверное, было бы логично совсем не пить воду. Но мы эту воду пьем. Значит нужно просто обеспечивать возможность безопасности этого голосования. Как говорят специалисты, эта возможность обеспечена, несмотря на то, нравится это кому-то или не нравится. Но это людям удобно», – уверен Вадим Минаев.
Каким конкретно людям это удобно, председатель облизбиркома не уточнил. Зато Минаев сравнил дистанционное голосование с возможностью расплачиваться в магазине через приложение на телефонах. В вопросе, как устроена такая система, тоже мало кто разбирается, но несмотря на риски, люди пользуются новшеством.
«Моя позиция следующая: ДЭГ – это вопрос доверия. Вы не знаете, как работает система, а пока не попробуешь, как можно к ней относиться отрицательно или положительно? Доверие – это очень личностный фактор. То, что удобно, должно работать, то, что удобно, должно быть защищено. Всегда возникает соблазн, но попытка запретить ни к чему хорошему не приводит. Чего мы добились запретительством в 30-е годы? Чего мы добились запретительством в 70-е годы? Надо не запрещать, надо развивать», – считает председатель облизбиркома.
Итоги голосования 10 сентября покажут, насколько честным является электронное голосование. Если его результаты будут в процентном соотношении кардинально отличаться от результатов на участках, значит вместо выборов нам в очередной раз подсунут спланированную и организованную фальсификацию, и доверие граждан как к ДЭГ. так и в целом к системе выборов упадет. Что накануне президентских выборов чревато скандалом и кризисом легитимности.