Забытый городом микрорайон: как выживают жители Мостостроя
Микрорайон Мостострой находится всего в 8 километрах от центра г. Владимира, но, попадая туда, сразу ловишь в воздухе ощущение заброшенности. Разбитые дороги, бараки, дома с обшарпанными подъездами, скошенные сараи и гаражи, свалки. Травой зарастает все — даже новые уличные туалеты, чья цена, по данным управляющей компании, варьируется от 45 до 151 тысяч рублей. Сорняки и крапиву здесь как будто бы совсем не косят. Когда молодежь спрашиваешь о том, каково им живется в месте, где просто ничего нет, она отшучивается, мол, мы здесь и не бываем особо. А вот взгляд старшего поколения понятен и без слов — в нем сквозит усталость и обида.
— 50 лет я живу в этом доме — биотуалет, вода напротив (имеется в виду колодец для забора воды — ред.), печка — уголь, дрова, — делится Галина Клименко. — За полвека ничего не изменилось — только вот сейчас газ проводят, который нам встанет в копеечку. Почти 150 тысяч мы уже отдали за него. Еще не подключили. Сколько дальше будет?
— 150 тысяч с дома, да? — уточняю я.
— С квартиры.
— Откуда у вас, пенсионерки, такие деньги?
— Не едим, не пьем, не одеваемся — нам больше ни на что не хватает.
Галина Яковлевна поделилась, что 27 тысяч рублей заплатила за работу бригадиров, а 35 тысяч — за само оборудование.
«Чтобы мне провели трубу, мне надо кого-то нанять. Я когда ходила в «Газпром» , говорила: «У вас есть бригады. Вот я — пенсионерка — не знаю, кого нанять сделать газ. А она (представительница «Газпрома» — ред.) сказала: «У нас бригад нет, нанимайте» . Все стали нанимать, и я так же. И вот мне за 27 тысяч провели газ. Это только за работу — повесили котел и батареи. И на 35 тысяч я купила оборудование — вот эти трубы… у меня квартира 36 квадратных метров. И 70 тысяч нам дало субсидию государство — пенсионерам, у которых приватизированные квартиры» , — рассказывает Галина Клименко.
Тут в наш разговор вступает ее соседка Елена Тимофеева. Елена объясняет, что пенсионеры, которые не приватизировали квартиры, не получили ни копейки для того, чтобы провести у себя газ. По словам Елены Анатольевны, в прошлом году было собрание, в ходе которого пожилым людям якобы обещали дать по 20 тысяч от собеса.
«Но теперь отказываются. Никто ничего им не даст ни от собеса, ни от пенсионного фонда. И никакой субсидии, потому что квартира неприватизированная, муниципальная. А если она муниципальная, значит, город должен сам брать на себя все эти расходы по работе. Но никто не шевелится» , — говорит Елена Тимофеева и с грустью смотрит на соседку.
Галине Яковлевне 82 года. Из 40 лет непрерывного стажа она 33 года трудилась на железной дороге. Проживать свою старость пенсионерка вынуждена в таких условиях, что даже позвать кого-либо из родных в гости ей просто стыдно. Туалет через дорогу, воды нет, газ пока не провели, а зимой для того, чтобы согреться, Галина Клименко, как и сотни других жителей Мостостроя, вынуждена топить котел дровами и углем.
Местные жители делятся, что куб дров стоит 1500 рублей. Его хватает примерно на месяц, а на весь холодный сезон обычно требуется 10 кубов (т.е. 15 тысяч рублей). Еще около десяти тысяч уходит на то, чтобы запастись на зиму углем.
«В первый раз, в 83-м году, когда городу Владимиру нужны были земли, было собрание — у нас тогда клуб еще был. Тогда обещали, что если мы подпишем бумаги, чтобы Владимир какими-то землями пользовался (речь о присоединении мкр. Мостострой к областному центру — ред.), нам обещали провести газ, обещали провести водопровод. Но, в общем, с 83-го года все остается на прежнем месте» , — вспоминает Елена Тимофеева.
По информации жителей микрорайона, лишь 10-15% домов в Мостострое подключены к газу.
На этом описание постапокалиптического быта владимирцев не заканчивается. Жители микрорайона постоянно сталкиваются с отключением электроэнергии. По словам собеседников редакции, раньше электричество отключали днем, а позже стали делать это ночью — с 00:00 до 06:00. За это время продукты в холодильниках и морозилках просто-напросто портятся. Говорить о питании техники уже не приходится — здесь как подсуетишься.
Выгребные ямы здесь не чистят. Как убедилась редакция «Чеснока», они даже не приспособлены для этого. Строительный мусор не вывозят, а работы по благоустройству придомовой территории не проводятся. Плюсом ко всему жители сталкиваются с довольно крупными суммами в отчетах управляющей компании МКП «ЖКХ». Например, около дома №4, расположенного на улице Школьной, год назад построили туалет с тремя кабинками и розового сайдинга. Постройка обошлась жителям в 151 тысячу рублей.
— Не открывай вторую дверь! Может на тебя свалиться! — кричат мне жители четвертого дома, пока я фотографирую то, что принято называть туалетом.
Представляем вам фото, которые были сделаны на грани риска. Перед вами — 151 тысяча рублей, вложенная в самый «гламурный» объект микрорайона.
Сам дом №4 на Школьной находится не в лучшем состоянии. Подъезд мог бы стать съемочной локацией для фильмов Балабанова, а прогнувшаяся несущая стена вызывает уже не эстетический дискомфорт, но реальные опасения за тех, кто живет в восьмидесятилетнем бараке.
Резюмируя тему туалетов в Мостострое, хочется отметить, что не совсем понятно, почему в отчетах управляющей компании МКП «ЖКХ» прописаны именно существующие прайсы. По факту общественный туалет у дома №10 ничем не отличается от туалета у дома №12. При этом заплатили за них 70 и 45 тысяч рублей соответственно. Более подробно о проблемах жителей микрорайона с управляющей компанией мы писали здесь.
Поражают во всей этой ситуации не столько туалеты за 100 тысяч рублей, но то, что мкр. Мостострой, расположенный всего в 3 километрах от большого Владимира, все еще находится в состоянии русской деревни XIX века, где для людей нет ничего. А лес рядом с населенным пунктом — и тот вырубают под трассу М-12. Брошенная земля, брошенные люди.