Случайные провалились, или Тепловая смерть владимирской политики
Все началось со смерти «болотных СМИ». В эпоху оголтелого орловского пиара, когда из всех рупоров рассказывали, как «жизнь меняется к лучшему», три владимирских издания решили вести свою, независимую от властей политику. По меткому выражению «актива Орловой» Сергея Авакяна, их стали называть «болотными СМИ». Это были ум, честь и совесть владимирской журналистики. И этот случайный, хоть и короткий эксперимент завершился удачно и закономерно. Второй тур, отставка, смена элит.
Еще каких-то два года назад мы мечтали о свободе слова, свободе выбора, политической конкуренции. И вот наша мечта сбылась: орловское «ярмо» спало, больше никто в Белом доме не заставлял СМИ «ложиться под нас», не обзывал журналистов «трусами и мразями», не устраивал пропагандистскую штурмовщину. Журналисты могли писать, о чем угодно, политики – говорить и действовать, как угодно, бороться открыто и на равных. И как же мы распорядились своей свободой? «Болотные СМИ» перестали существовать, издания отказались от яркости ради серой безыдейности и нашли себе новых хозяев, а политическая элита честному состязанию предпочла подковерную борьбу.
Сегодня весь город обклеен плакатами «Случайный эксперимент провалился», а владимирцам раздают 230-тысячный тираж газеты (уже второй выпуск), где песочат губернатора Владимира Сипягина. Делается это исподтишка, скучно и пошло, без изюминки. С заказухой жителям Владимирской области сталкиваться не впервой. Газеты с критикой выпускались и против губернатора-коммуниста Николая Виноградова, и против губернатора-единоросса Светланы Орловой. Более того – снимались ролики, подключались федеральные телеканалы. Но тогда мы все знали, кто это делает, мы видели лица тех, кто высказывал претензии к главе региона, – Михаил Бабич, Михаил Буянов, даже Сергей Полуэктов.
И вот после Светланы Орловой, когда все стало возможно, владимирская политика стремительно анонимизировалась, надела маски и перешла в режим COVID. Никакая дискуссия не ведется, все «оппозиционеры» губернатору боятся открыто его критиковать и смело заявить о своих амбициях. В телеграм-каналах все сводится к полуграмотным бескультурным вбросам уровня банщика или сантехника, причем откровенно проплаченные каналы пытаются выдать за свободу готовящееся крепостное право.
В отсутствии разницы потенциалов происходит вырождение владимирской политики, близится ее тепловая смерть. О чем говорить, если сегодня самым ярким представителем политической элиты является Иван Алтухов – безусловно, харизматичный депутат, который стал своеобразным эталоном политической борьбы. Ему пытаются подражать: другие нардепы и партийцы также вымучивают из себя громкие заявления, письма не по адресу с одинаковым содержанием и призывами. Но в результате все они порождают только пустоту, которая вообще ни на что не влияет, никак не меняет жизнь населения и не имеет никакой другой цели, кроме самопиара.
В свое время захолустные бояре убили князя Андрея Боголюбского, глумились над его трупом, а затем устроили междоусобную борьбу. Никто из них ничем больше не прославился и не сделал ничего полезного для Владимирского края. Конечно, Владимир Сипягин – далеко не Андрей Боголюбский, но те, кто сегодня мечтает о губернаторском кресле и устраивает ради этого мышиную возню, вряд ли думают о благе региона и могут что-то предложить его жителям. Политическая элита области сегодня напоминает балкон, на котором после прекращения раздельного сбора мусора скопился целый склад пустых бутылок. В ожидании, пока не приедет мусоровоз или, вернее, «бульдозер» и все не сметет.
Все, кого мы сегодня видим на политической сцене Владимирской области, – и есть часть этого большого «случайного эксперимента», который провалился. У каждого претендента на «железный трон» был шанс стать лидером, альтернативой, показать, на что он способен, предложить свой курс. Но никто – к разочарованию жителей региона – этого не сделал.
К чему все это приведет, предсказать несложно. В конечном итоге Владимирскую область опять завоюют «гунны», и все вернется на круги своя. А нынешние самопредставленные завсегдатаи политического Олимпа вновь окажутся в роли придворной свиты и не более того. Ради этого все и затевалось. А началось все со смерти «болотных СМИ».