Купите шапку Мономаха. Для чего министр Янин мог обирать подчиненных?

В Октябрьском суде Владимира прошло очередное заседание по делу экс-министра здравоохранения Валерия Янина. Его обвиняют в том, что он забирал у подчиненных часть зарплат и тратил по своему усмотрению. В этот раз заслушивали показания пострадавших и бывшего зама Янина Любови Баусовой, которая несколько месяцев назад неожиданно покинула министерство.
«Как вы тут живете без представительских расходов?»
На заседании выяснилось, что Баусова с высокой должности в минздраве (после Янина она была и.о. министра) ушла работать в областную психиатрическую больницу заместителем главного врача. С чем это связано – неизвестно. Однако уход из министерства совпал с началом суда по делу Валерия Янина: в начале ноября прошлого года прокурор на суде огласил обвинения, где фигурировала фамилия Баусовой, а уже в конце месяца она покинула свой кабинет после двух лет работы.

В показаниях Баусова пояснила, что была знакома с Валерием Яниным еще когда он трудился в александровской больнице, однако после его назначения министром она оказалась в его непосредственном подчинении. Тогда сразу возник вопрос о представительских расходах.
«Были вопросы о том, предусмотрены ли представительские расходы в министерстве здравоохранения. Таких расходов у нас не предусмотрено», – объяснила Баусова в суде.
На это Янин якобы воскликнул: «Как вы тут живете без представительских расходов!» – и начал решать этот вопрос по-своему. По словам Баусовой, покупались подарки, канцтовары, химчистка штор из кабинета, оплата дороги по платной трассе и прочее. Все это Баусова, по ее словам, оплачивала сама, но потом Янин ей возмещал. Какие-то мелкие траты он компенсировал сразу, а крупные суммы привозила заместитель главного врача александровской больницы Оксана Боброва. С ней она якобы встречалась дважды, и оба раза та передавала по 20 тысяч рублей.
Все траты Любовь Баусова записывала, а чеки сохраняла, «потому что ситуация нестандартная». Все они приобщены к делу. Из крупных трат она смогла вспомнить хрустальную шапку Мономаха за 29 тысяч рублей, которая предназначалась кому-то в подарок. Вероятно, речь идет об изделии гусевского завода.
Тайная любовь Янина?
Следующей допрашивали пострадавшую Лолахон Сайфиддинову, которая работает в александровской районной больнице заведующей отделением УЗИ. Несколько раз она отметила, что с Яниным у нее были исключительно рабочие отношения формата начальник-подчиненный. А в этом качестве о Янине врач может сказать исключительно хорошие вещи.
«Валерий Анатольевич достаточно хорошим был руководителем. Он очень много сделал для больницы, он помогал и поддерживал каждого сотрудника», – рассказала Сайфиддинова.
Однажды Янин даже помог подчиненной лично: дочь Сайфиддиновой не успела получить целевое направление в ординатуру во Владимирской области, он помог ей получить направление в Подмосковье и даже сделал временную регистрацию. Тогда Сайфиддинова спросила у Янина, как она может его отблагодарить за помощь. Начальник же ответил, что ничего не нужно, это обычные человеческие отношения.

Спустя некоторое время помощь понадобилась уже от Сайфиддиновой. По ее словам, Янин вызвал ее на разговор и в присутствии главного бухгалтера больницы объявил о том, что будет ей начислять к зарплате дополнительные 20 тысяч рублей, которые она должна будет отдавать ему.
«Я была немного удивлена, спросила: «Почему я? А мне за это точно ничего не будет?». Он сказал: «А что вам будет? Вам ничего не будет. Вы просто будете брать и отдавать», – объяснила женщина.
По словам Лолахон Сайфиддиновой, ей якобы пришлось согласиться, потому что «руководство сказало – подчиненный сделал». В курсе этого дела были только некоторые сотрудники больницы, но никому из близких она не говорила. Всего таким образом Сайфиддинова отдала Янину 540 тысяч рублей. Иногда лично, иногда через других сотрудников.
Действительно ли женщина получала дополнительные деньги или нет – она не знает. Во-первых, зарплата врача формируется из огромного количества факторов и каждый месяц разная. А во-вторых, у заведующей отделением очень большая нагрузка, поэтому она считает, что все начисленное честно заработала.
Адвокат Янина пытался выяснить, действительно ли отношения у начальника и подчиненной были исключительно деловыми. Был намек, что Лолахон Сайфиддинова была чуть ли не любовницей Янина. Большинство вопросов суд снимал.
Адвокат Овчинников: Вы сказали, что у вас исключительно рабочие отношения. То есть вы его не считаете ни приятелем, ни другом?
Сайфиддинова: Главный врач и заведующий отделением.
Адвокат: Вы общались с Валерием Анатольевичем в нерабочее время?
Сайфиддинова: В нерабочее время было несколько раз, два раза. Один раз Валерий Анатольевич попросила его подвезти, второй раз это было, когда у меня отец умер, я была в трауре, и мы жили недалеко друг от друга, дома были недалеко. А между домами было то учреждение, куда приходили голосовать. И я с семьей пришла голосовать, и Валерий Анатольевич там был. И он попросил, чтобы сфотографировались, потому что человек публичный, видимо, ему нужны были эти фотографии.

Адвокат: А вы поздравляли друг друга с днем рождения? С другими праздниками?
Судья Синицын: Вопрос снимается, потому что не имеет отношения к делу. Следующий вопрос.
Адвокат: Ваша честь, дело в том, что позиция стороны защиты состоит в том, что мой подзащитный находился в дружеских отношениях, а потерпевшая говорит, что нет. И эти вопросы направлены на то, чтобы доказать, что она лукавит.
Судья: Если начальник поздравляет с днем рождения – это сразу дружеские?
Адвокат: Нет, я так не считаю. Но у меня есть много вопросов. Скажите, вы с Валерием Анатольевичем часто разговаривали по телефону?
Сайфиддинова: Нет.
Адвокат: Объясните. Раз в месяц, раз в неделю?
Сайфиддинова: Ни раз в месяц, ни раз в неделю. Только по таким организационным вопросом. Например, Валерию Анатольевичу нужно было пациента какого-то посмотреть. Или был случай, что нужно было ночью ребенка посмотреть.
Адвокат: Скажите, в разговоре с Валерием Анатольевичем по телефону могли вы в конце разговора пожелать ему сладких снов?
Судья: Вопрос снимается.
Адвокат: Скажите, а разговаривая по телефону, вы могли ему сказать «целую, обнимаю» в конце?
Сайфиддинова: Я отказываюсь отвечать на эти вопросы, Ваша часть.
Судья: Вы обязаны отвечать на вопросы, если они не снимаются, но этот вопрос снимается.
Также адвокат обратил внимание на то, что изначально Лолахон Сайфиддинова фигурировала в деле в качестве подозреваемой и первые показания дала поздней ночью из ИВС. На вопросы об этом женщина отказалась отвечать, а суд снял их, посчитав, что они к делу не относятся. Такое же мнение было у гособвинителя.
Напоследок защитник Валерия Янина обратился к Лолахон от имени доверителя и предложил возместить ей половину суммы, которая она ему отдала, а именно 270 тысяч рублей. Сайфиддинова ответила, что ей нужно посоветоваться со своим адвокатом, и покинула зал суда.

«Руководителю сложно отказать»
Следующим допрашивали другого пострадавшего Сергея Ломыша. Он также работал в подчинении у Янина и заведовал отделением реанимации и интенсивной терапии регионального сосудистого центра. Ломыш утверждает, что, как и коллега, отдавал Янину часть зарплаты. Однако об этом его попросил не начальник лично, а другая его коллега и подруга Оксана Боброва. Она якобы от имени Янина сказала отдавать из зарплаты 20 тысяч. Такое происходило несколько раз. Всего мужчина отдал таким образом 100 тысяч.
«Руководителю сложно отказать», – так Ломыш прокомментировал свой поступок.
Врач также настаивал, что едва ли получал какие-то дополнительные выплаты, кроме честно заработанной зарплаты, хотя, как и Сайфиддинова, не знает точных критериев начисления зарплаты: «Никаких денег даром я точно не получал».
Адвокат Валерия Янина попросил приобщить расписку, где сказано, что его доверитель уже возместил пострадавшему половину суммы. Ломыш это подтвердил и на словах.

Позиция самого обвиняемого в суде пока не звучала. По словам его защитника, экс-министр выскажется после того, как обвинение закончит представлять свои доказательства. Но тот факт, что Валерий Янин начал возмещать ущерб пострадавшим, косвенно свидетельствует о признании обвинения.
«Валерий Анатольевич действительно эти деньги брал, он их возвращает. Это свидетельствует только об этом», – объяснил адвокат журналистам после заседания.



Для отправки комментария необходимо войти на сайт.