Тамара Томаева – это прокурор Малкин, которого мы не заметили

Скажу сразу: я давно знал, что и.о. министра здравоохранения Тамара Томаева долго не протянет. После ее первой и единственной пресс-конференции стал понятен исход: ее либо подставят, либо «съедят». Уж слишком она отличалась, слишком не вписывалась в змеиный чиновничий клубок, намертво скрепленный коррупцией, круговой порукой, взаимным укрывательством и бесконечными интригами.
К Тамаре Томаевой изначально было предвзятое отношение. Волевая женщина с кавказским акцентом и орловским темпераментом выбила комбо из владимирских предрассудков: пост-орловская нелюбовь к своенравным женщинам-руководителям, пресыщенность варягами и мигрантами и стремление найти внешнего врага, назначить козла отпущения сделали свое дело. Да и первое же решение, которое приписали Тамаре Томаевой – по закрытию роддома в Гусь-Хрустальном, никак не объясненное жителям, вызвало непонимание и негодование. А дальше – спорные кадровые решения, от увольнения опытных врачей до назначения Манучехра и Гаглоевой… И пошло-поехало.
Тем не менее при общении с Тамарой Томаевой в ее словах чувствовалась искренность. Можно было понять ее материнское возмущение смертью роженицы, шок от руин «Красного креста» или недовольство равнодушием чиновников, которые вместо помощи гражданам занимались отписками. Создалось впечатление, что Томаева хочет это изменить. Но одного желания и энтузиазма оказалось мало.
Тамара Томаева пыталась. Спорила, ругалась, бывала жесткой. Но на жесткость жаловались и подчиненные прокурора Владислава Малкина. Он не был идеален, но на фоне бескостного и беззубого предшественника – показывал результат, тормошил, не глядя на чины. Как и Томаева, он не был связан круговой порукой и многим перешел дорогу. И сегодня среди владимирцев бытует мнение, что Малкина просто подставили, чтобы убрать с дороги, а начатые им дела затухли.
С Томаевой ситуация сложнее. У нее не было здесь собственной команды, и она доверилась не тем людям. Не было у нее и хотя бы относительной свободы. Похвалы в адрес Авдеева ни к чему не привели: губернатор уже показал в случае с Наумовым и Ремигой, что быть «команде Авдеева» – не значит, никто за тебя не вступится в критическом случае. А вице-губернатору Куимову, похоже, вместо грамотных управленцев нужны марионетки, которые будут беспрекословно исполнять его волю.
Поговаривают, что именно сверху берет корни «эпидемия недостроев» в медицине. Новую поликлинику в Суздале не могут сдать третий год, а в Белом доме звучит, что «лучше и выгоднее» уйти в долгострой, чем решать проблемы с подрядчиком. Назначение Манучехра злые языки также приписывают Куимову. А как быть с тем, что Тамару Томаеву приставы (по ее словам) хотели под конвоем привести в отделение, чтобы повесить на нее несколько тысяч не исполненных решений суда? Разве это не инструмент давления и контроля?
В самом минздраве надежных людей для опоры также было немного. Нелли Зиновьева – экс-директор центра закупок, которую ранее судили за халатность с льготными лекарствами. Теперь, вероятно, она будет и.о. министра вместо Тамары Томаевой. Любовь Баусова – ее фамилия всплыла в уголовном деле Валерия Янина: по версии следствия, она также участвовала в его незаконных схемах. И самое главное, что все об этом знают, и никто из руководства области ничего не делает и не пытается изменить. Потому что «системные» люди, втянутые в круговую поруку, подконтрольные, кто не будет задавать вопросы и говорить откровенно – нужнее профессионалов.
За глаза Томаеву в коллективе называли «царица Тамара». Конечно, никакой царицей она не была. Почему она не распознала настоящих врагов, тех, кто действовал у нее за спиной? Возможно, дело в кавказском темпераменте: на юге люди более открытые и импульсивные, они не будут держать нож за пазухой, а сразу ударят. Владимирцы же погрязли в сплетнях и интригах, крышевании и кумовстве. Вероятно, Томаевой просто не хватило жизненного опыта и мудрости, чтобы это понять.
В любом случае за нее можно порадоваться. Тамара Томаева улетает на Кавказ вольной птицей, а мы остаемся с руинами нашей медицины, которые с каждым днем становятся все более безрадостными. Но главное – что исправить эту ситуацию сейчас вряд ли возможно. Никто из честных и разумных управленцев не согласится взять на себя такой груз ответственности в такой прогнившей системе. А хуже всего то, что такая ситуация – и во многих других сферах.



