За год жители Владимирской области дали взяток на 49 млрд рублей
В 2021 году средний размер взятки во Владимирской области снизился более чем на 20 тысяч рублей, а общий их объем уменьшился почти в три раза. Это следует из проведенного Белым домом социологического исследования бытовой и деловой коррупции. В нем приняли участие 678 простых граждан и 50 руководителей частных компаний, ведущих бизнес в сфере строительства, торговли, транспорта, сельского хозяйства, общепита и пр.
По итогам прошлого года средний размер «бытовой» взятки составил 35 500 рублей, тогда как 12 месяцами ранее он равнялся 56 043 рублям. Всего за год во Владимирской области было совершено 1,6 млн коррупционных сделок, что на 0,83 млн меньше, чем в 2020-м. Общий объем бытовой коррупции в 2021 году составил 48,9 млрд рублей: это в 2,8 раза меньше, чем в позапрошлом году (136,4 млрд рублей).
Чаще всего «благодарности» принимали в поликлиниках, школах (за поступление в нужную школу, успешное ее окончание, «взносы» и др.), в вузах (поступление, экзамены, диплом и пр.) и в ГИБДД (получение прав, техосмотр, нарушение правил дорожного движения и т.д.). При этом случаев принуждения к даче взятки за год стало меньше – 17,6% против 22,7% в 2020-м. А в 40% случаев незаконное вознаграждение было дано «под непосредственным давлением должностных лиц».
Областную власть коррупционной назвали всего 9,5% опрошенных, годом ранее таковых было 11%. Доверие к Белому дому за 12 месяцев повысилось: честной обладминистрацию считают 35,2% против 32% в 2020-м. Работу властей в сфере противодействия коррупции заметили 11,7% опрошенных (было 4,3%), а бездействие – 18,8% (было 19,6%). Непосредственно столкнулись с необходимостью дать взятку в органах власти всего 8,7% участников исследования.
Наиболее коррумпированными респонденты считают политические партии (19,1%), ГИБДД (19,1%), СМИ (18,5%) и коммунальные службы (13,2%).
«Важно отметить, что с коррупцией так или иначе респонденты сталкивались во всех указанных в опросе сферах. Общее представление населения о коррумпированности тех или иных структур формируется за счет осведомленности из средств массовой информации, а также опыта близких лиц, друзей, знакомых. Поэтому процентные показатели носят вероятностный характер с точки зрения респондента, то есть субъективно-оценочный», – говорится в результатах исследования.
Что касается предпринимателей, то из них 58% никогда не сталкивались с коррупцией, а 42% – с незаконными действиями чиновников. 46% директоров сами взятки не давали. Наибольшее давление на бизнес в 2021 году оказывали налоговая, прокуратура, Роспотребнадзор и муниципалитеты. Связано это было, в основном, с антиковидными мерами. В то же время уменьшилась критика полиции и МЧС.
Взятки давались в виде неформальных прямых или скрытых платежей, подарков и выполнения дополнительных работ. 24% респондентов отметили, что сумма вознаграждения составляла 3-10 тысяч рублей, 36% – 10-25 тысяч рублей, 40% – 25-150 тысяч рублей. Взятки давались для уменьшения рисков проверок, их негативных последствий и форсирования решения вопросов.
Противодействие коррупции со стороны власти 85% бизнесменов назвали абсолютно неэффективной. Несмотря на высокий процент, все же уровень недоверия снизился с 90%. Способами устранения взяточничества респонденты назвали ужесточение наказания за коррупцию (90%), совершенствование законодательства и упрощения процедур получения услуг (по 80%), изменение традиций российского предпринимательства (52%), ротацию чиновников (50%) и повышение прозрачности административных процедур (40%).
«По мнению участников исследования, основной груз ответственности лежит на должностных лицах, вымогающих незаконное вознаграждение. Именно поэтому жители региона так настоятельно требуют ужесточения наказания за коррупционные правонарушения. Люди в большинстве не верят в эффективность антикоррупционной пропаганды и общественного порицания взяточников. И, по большому счету, они не готовы сами противостоять коррупционерам или помогать правоохранительным органам в их разоблачении.
Что касается ужесточения наказания, то здесь важно понимать, что для граждан, на самом деле, важна не столько строгость наказания, сколько его неотвратимость для каждого коррупционера без исключения. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что люди поверят во власть и в закон и, может быть, сами сделают шаг, чтобы поспособствовать достижению справедливости», – таким выводом завершается социсследование.