X ООО «ТИТАН» ИНН 7727386670

Окружение Авдеева знало о кладбищенских схемах Наумова

Окружение Авдеева знало о кладбищенских схемах Наумова
Александр Авдеев, вице-губернатор Сергей Волков и Дмитрий Наумов. Фото — мэрия

Знал ли губернатор Александр Авдеев о «кладбищенской мафии»? Пожалуй, это главный вопрос судебного процесса над бывшим мэром Владимира Дмитрием Наумовым, который признался в получении взяток от московских ритуальщиков. На заседании 19 декабря в показаниях свидетелей прозвучало, что минимум пять человек из ближайшего окружения Авдеева – тех, кто имел к нему прямой доступ, – знали о кладбищенских делах, понимали их незаконность, а некоторым напрямую предлагали «благодарность».

Во Владимире дорвавшиеся до «Улыбышево» ритуальщики зарабатывали сначала по 150 тысяч рублей в месяц, а затем – по 400 тысяч. Обороты были не те, на которые они рассчитывали, поэтому «кладбищенской мафии» необходимо было распространить свою схему на другие муниципалитеты – Собинку, Александров и Ковров, а также получать сведения об умерших напрямую от медучреждений, полиции и службы 112. Требовалось это, во-первых, чтобы транспортировать трупы, что оплачивается из средств фонда ОМС, а во-вторых, чтобы подослать к родственникам умерших своих агентов и навязать им свои услуги.

Первым шагом стало заключение договора между управлением ЖКХ и МУП «СКРУ» на перевозку невостребованных трупов. В законодательстве такая функция не обговаривается. Далее ритуальщики через Наумова стали выходить на другие ведомства. Так, мэр Владимира направил письмо теперь уже бывшему начальнику областного МВД Валерию Медведеву, а также лично позвонил руководителю городской полиции Илье Исаченко, чтобы в МВД «сливали» информацию об умерших.

«В начале июля 2024 года мне на мобильный позвонил Наумов, который попросил принять людей, с которыми необходимо пообщаться по вопросу похоронного дела. Я согласился. В назначенную дату ко мне на работу приехал Ершов и Петрунин. В ходе разговора Ершов рассказал мне, что приехал из Московской области работать во Владимире в сфере ритуальных услуг.

Ершов сказал, что у них имеется контракт между МУП «СКРУ» и УЖКХ на перевозку трупов и попросил предоставлять ему информацию об умерших и их адресах, в которых они находятся. Т.е. я, по замыслу Ершова, должен был поручить подчиненным мне сотрудникам, осуществляющим дежурство в дежурной части, сообщать Ершову сведения об умерших. Я сразу сказал, что никакой информации предоставлять не будем», – сообщил на допросе Илья Исаченко.

Впоследствии начальнику городского управления МВД поступило письмо из МУП «СКРУ» с той же просьбой, но «никакая информация Ершову не предоставлялось».

Полузин
Сергей Полузин в центре. Фото — АВО

С таким же предложением ритуальщики обратились к начальнику центра обработки вызовов системы 112 Ивану Кулыгину. Выйти на него «кладбищенской мафии» помог Дмитрий Наумов через министра региональной безопасности Сергея Полузина (в прошлом декабре он неожиданно уволился из Белого дома и ушел на СВО). Кулыгин сразу понял, что «это противозаконно», тем более что ритуальщики ему намекали на взятку. Об этом чиновник сообщил Полузину, что министр сделал с этой информацией – неизвестно.

«22 мая 2024 года на мой мобильный позвонил Полузин, который меня поставил перед фактом о том, что мне позвонит человек от Наумова, с которым мне необходимо встретиться. По какому поводу – мне не сообщили. В этот же день мне позвонил незнакомый номер. Мужчина представился из похоронного агентства от Наумова, с которым в ходе разговора договорились о встрече.

В этот же день ко мне приехали на работу незнакомые мужчины, в ходе общения попросили меня предоставлять им информацию о звонках, поступивших на номер 112, по факту смерти граждан, т.е. предоставлять сведения об умерших. В данном предложении я сразу отказал обратившимся, сказав, что это противозаконно, и я не буду с ними сотрудничать. Далее мужчины сказали мне, что за предоставление информации они меня отблагодарят. Я так понял, что за предоставление информации они мне будут передавать какие-либо материальные ценности. Я еще раз сказал мужчинам, что никакой информации предоставлять не буду. После этого мужчины ушли.

После этого я позвонил Полузину, которому сообщил, что люди от Наумова приходили с тем, чтобы я предоставлял данные об умерших лицах, также я сказал Полузину, что отказал им в просьбе. Полузин ничего не ответил», – говорилось в допросе Кулыгина.

Янин-min
Валерий Янин. Фото — минздрав

Единственным, кто согласился сотрудничать, был министр здравоохранения Валерий Янин. По просьбе ритуальщиков Наумов организовал встречу и с ним, а также направил письмо в минздрав с предложением о транспортировке трупов в морги и из моргов, однако и здесь не срослось: главврачи медучреждений, включая больницы и скорую помощь, как один отказались заключать договоры с ритуальщиками. Тогда Наумов в октябре 2024 года по телефону пожаловался Янину:

«Хотел поговорить лично. У нас на сегодняшний день все любые захоронения проводятся только в специализированной организации. Когда я своего отправил муповца пройтись по всем больницам заключить договор в рамках законодательства, все вежливо отказали. Есть очень большие сомнения о наличии договоров о проведении захоронений и захоронительных процедур. У меня какое предложение: давайте мы начнем, подготовим обращение на вас от нашего МКУ о необходимости заключения договора с вашими больницами».

Гарев Авдеев
Владимир Гарев. справа. Фото — пресс-служба мэрии

Вице-мэр Владимир Гарев в показаниях дополнил, что ритуальщик Сергей Ершов также просил его договориться о встрече с главным врачом горбольницы №4 Владимиром Савиновым. Встреча состоялась, но в озвученных просьбах главврач отказал, т.к. «они носили незаконный характер», и «никакого соглашения подписывать не стал».

Тогда ритуальщики решили расширить свой бизнес на другие муниципалитеты. В показаниях назывались Собинка, Ковров и Александровский район. До Собинки «кладбищенская мафия», судя по всему, не добралась, а вот с мэром Коврова Сергеем Сидориным и райменеджером Александровского района Анной Кузнецовой они хотели встретиться. Просил об этом муниципалов и Дмитрий Наумов. Но и тут не получилось.

Сергей Сидорин-min
Сергей Сидорин. Фото — АВО

Глава Коврова Сергей Сидорин на допросе рассказал, что сам позвонил Наумову по поводу проблем на кладбище. Также Сидорин попросил контакты тех, кто отвечает за это во Владимире. Наумов сначала проигнорировал просьбу, но затем сам позвонил и попросил контакты руководителя муниципального ООО «Память» Никиты Белова, чтобы тот встретился с ритуальщиками.

«Через некоторое время Белов мне сообщил, что встречался с людьми Наумова. С кем именно – не помню. Белов мне сказал, что тема, которую предложили люди Наумова, нам не подходит, лучше с ними не связываться. Я согласился», – поведал Сидорин.

Впрочем, у ритуальщиков была своя версия. Сообщник Ершова Алексей Зачесов заверял следствие, что их просто «не устроил ценник» в Коврове.

«В период с осени 2024-го по весну 2025-го от Ершова мне стало известно, что Наумов может организовать нам встречи с главами администраций города Собинки, Коврова, Александрова для захода в ритуальный бизнес в указанных городах. Наумов организовал встречу с главой города Коврова. Однако прежде чем встречаться с главой, мы с Ершовым проехали в Ковров и поинтересовались в том числе и стоимостью на рынке ритуальных услуг, однако данный ценник нас не устроил, мы не видели смысла встречаться с главой», – утверждал Зачесов.

Авдеев Карабаново технопарк алмазная долина Кузнецова
Анна Кузнецова слева. Фото из соцсетей губернатора

Анна Кузнецова на общение с ритуальщиками вовсе не согласилась, поскольку почитала публикации в СМИ по поводу «Улыбышево» и «сразу поняла, что что-то не так». При этом и ритуальщики, и Наумов неоднократно и настойчиво ей писали в мессенджере.

«5 февраля 2025 года мне на телефон позвонил Наумов, который спросил у меня, как работает в Александрове муниципальная служба по похоронному делу. В ходе разговора Наумов стал меня спрашивать по осуществлению деятельности МУП «Бытовые услуги». Я ему сказала, что, конечно, проблемы имеются. Тогда Наумов сообщил, что сейчас наводит порядок в городе с похоронным делом и может мне в данном случае помочь. Наумов сообщил, что у него имеется человек, который похоронным делом занимается, и пришлет его абонентский номер, а я в свою очередь должна позвонить этому человеку и договориться о встрече. На тот момент из СМИ мне было известно о напряжении на кладбище «Улыбышево». Я сразу поняла, что здесь что-то не так, но не могла отказать Наумову во встрече с человеком и дала согласие.

В этот же день в вацапе Наумов прислал контакты человека по имени Ершов Сергей. Я по данному контакту не звонила, т.к. не видела смысла. 24 февраля мне в мессенджере вацап прислал сообщение Наумов, который интересовался о результатах встречи. Я сообщила Наумову, что встретиться не получилось и сама ему сообщу о результатах встречи. Так я ответила, т.к. не хотела, чтобы последний меня все время спрашивал о встрече. Решила, что Наумов поймет, что не хочу встречаться с его людьми и обсуждать вопросы. 26 февраля мне вновь написал Ершов. Тогда я спросила у Ершова, что он со мной хочет обсудить, на что Ершов прислал мне сообщение, в котором первой фразой заявил, что стоит задача о повышении эффективности. После данной фразы я сообщение не стала читать до конца, на сообщение Ершова я не ответила», – подробно рассказала Анна Кузнецова.

Получается, что о кладбищенских делах и о том, что это «противозаконно», «что-то не так», «лучше не связываться» и т.д., знали министр региональной безопасности Сергей Полузин, министр здравоохранения Валерий Янин, вице-мэр Владимира Владимир Гарев, мэр Коврова Сергей Сидорин, глава администрации Александровского района Анна Кузнецова, начальник городского УМВД Илья Исаченко и другие. Большинство из них имели прямую связь с Александром Авдеевым и могли или даже обязаны были сообщить губернатору о том, что творится во Владимире. Да и сам глава региона не мог не узнать о происходящем из СМИ. Но обсуждал ли он это с Наумовым? На этот вопрос еще предстоит узнать ответ.