«Нечего тут ловить». Как живет самый быстровымирающий поселок во Владимирской области

Население поселка Гусевский за последние 50 лет сократилось в три раза. Если в 1970-е годы там жили почти 6 тысяч человек, то сейчас от них осталась только треть – не более 1800 жителей. Поселок возглавляет список самых быстровымирающих населенных пунктов во Владимирской области. «Чеснок» посетил Гусевский, пообщался с местными жителями и постарался понять, почему это происходит и что чувствуют те, кто остался.
Из Гусь-Хрустального в поселок идет два городских автобуса №11 и №124, за проезд – всего 34 рубля. Ехать совсем недалеко, около 10 км. Правда, местные на остановке переговариваются, что автобус ходит редко, этого ждут уже целый час. Несмотря на середину рабочего дня, в салоне не протолкнуться, на каждой остановке народ все сильнее забивается в небольшой ПАЗик.
«Раньше вот большие автобусы ходили, и каждые 10 минут. А сейчас… Говорят, с нового года еще хуже будет!» – рассказывает пенсионерка соседке по сидению.

По приезде в Гусевский видно, что уже собралась толпа, которая ждет автобус в обратный путь. Остановка из себя представляет одинокую лавку рядом с магазином. Но ждать автобуса на ней никто не решается, со всех сторон она окружена лужами. Поэтому жители Гусевского ждут автобус прямо на проезжей части.
На первый взгляд Гусевский не сильно отличается от обычных поселков городского типа. По обочине главной улицы несколько десятков уже расселенных аварийных домов, многие из них стоят без окон и дверей. Где-то вдоль фасада видны следы плесени и копоти. Несколько отделений маркетплейсов, пару продуктовых магазинов, почта и банк. Хотя последние два оказались закрыты, даже несмотря на рабочий день.

Но есть и вполне жилые двухэтажки. Некоторые жители разбивают во дворах клумбы и даже небольшие огородики. Единственное, что их отличает от обычных многоквартирных домов, – настежь открытые двери в подъездах. Домофонов и кодовых замков здесь практически не встретишь.
На улице почти никого. Лишь компания мальчишек из пяти человек бегает во дворе школы. Недавно ее отремонтировали – это выдает новый фасад, который сильно выделяется на фоне полуразрушенных домов.

Из одного из них вышла пенсионерка с остатками еды, которые она отдала местному дворовому коту, а сама отправилась в магазин за продуктами.
«Вы знаете, я не замечала, чтобы часто приезжали грузовики и перевозили вещи. Бывает, дома расселяют аварийные, но, в основном, все здесь и остаются. Компенсации за них копеечные дают, даже на жилье в Гусе не хватит», – ответила женщина на вопрос об уменьшении населения.
Пенсионерка рассказала, что вопреки статистике сюда, наоборот, переехала около 15 лет назад. До этого она жила в Туркменистане. Жизнь в Гусевском ей в целом нравится: соседи дружные, в поселке много зелени. Единственное – дома старые, проблем с ними много.

Молодой парень лет 20 выходил из супермаркета с большим пакетом продуктов. Он прожил в Гусевском всю жизнь, и информация о резком сокращении населения его не удивила.
«Конечно, все уезжают, нечего тут ловить. У меня мама болеет, я с ней живу. Ну а как чего… давно бы переехал, короче!» – рассказал парень.
По его словам, многие его одноклассники и друзья детства давно уехали из Гусевского. Остались только те, кто здесь же женился и завел детей. Да и они тоже мечтают о переезде. Держат родители, работа, а чаще – кредиты и ипотеки. А остальные стремятся хотя бы во Владимир, а еще лучше – в Москву или Питер.
Работает молодежь, в основном, на местных предприятиях, а развлекаться ездит в Гусь-Хрустальный. Благо находится он совсем рядом. Учатся либо на заочном отделений какого-нибудь вуза, либо ограничиваются средне-специальным образованием. Те, кому удается поступить на «очку», как правило, назад не возвращаются.
«Вот вы бы хотели здесь жить? В такой обстановке?» – парень указал рукой на разрушенную дорогу в лужах.

Двое мужчин что-то громко обсуждали, перекрыв часть дороги. На вопрос о резком сокращении населения поселка оба наперебой стали эмоционально рассказывать о прошлом. Они живут тут всю жизнь и помнят Гусевский совсем другим.
– Вот смотрите, что творится. Парадная улица, а как после бомбежки. Конечно, все уезжают. Кто во Владимир, кто в Москву.
– А с чем это связано? Работать негде?
– Да есть, есть здесь работа! И торфопредприятие есть, и «Баутекс», и «Армагус». Но там молодежи-то не осталось почти. Не хотят, работать надо много. Да и не нравится им тут. Вот только школу сделали, вроде бы хорошо, а другую забросили, – объяснил мужчина.

Как рассказали собеседники, не так давно отремонтировали здание местной амбулатории, но смысла в этом оказалось немного: «грибок завелся – и бросили всё».
– У нас ведь в школе раньше – я при советской власти учился, в 87-м году оканчивал – было 500 с лишним человек. А сейчас чуть больше ста. Так и школа наша была не одна: еще были в Новом и в Панфилово. А сейчас там нет, все сюда ездят, – начал вспоминать мужчина.
– Да-да. А я в 84-м после армии как раз помогал косить траву возле клуба. Так туда столько ходило молодежи! Все знакомятся, гуляют, женятся… а сейчас всё. Нет никого, – отозвался другой собеседник.

Как объяснил мужчина, клуб тоже давно закрылся, а больше никакого досуга здесь нет. Поэтому и кажется, что поселок вымирает.
– Ездят все в город. Автобусы, правда, сейчас плохо ходят. Еще на буднях более-менее. А вот завтра будет выходной день – и не уедешь. А ведь в 80-е годы сюда вообще хотели троллейбус пустить. Вот сколько народу было! – вспомнил мужчина.
– А Новый год помнишь? Ой, какая красота! Здесь гирлянды везде были. И елку ставили. Здесь всё было украшено. Все отмечали, поздравляли! А сейчас уже… да и не надо это никому, – подтвердил ему собеседник.
Мужчины начали вспоминать прошлое. По их словам, эти двухэтажные дома собирались расселять, сносить и на их местах строить новые дома с большим количеством квартир. Однако в 90-х люди начали разъезжаться, и сейчас в поселке молодежи практически не осталось.
«Перспективы нету, вот они и едут… Да, где полегче хотят работать. На «Армагусе» надо все-таки пахать. Там и деньги платят, конечно, но надо пахать. Да и не хотят тут как будто бы удерживать никого. Вот видите, снесли бы эти дома, дали бы молодым семьям участки. Отказался бы что ли кто-то?» – риторически задается житель Гусевского.

Сейчас расселенные дома превратились в прибежища для бомжей и наркоманов. А еще зимой в них забираются мальчишки и прыгают в сугробы со второго этажа – «вот и все развлечения для детей». Такая же участь постигла и сады, которые расположились неподалеку по пути в Гусь-Хрустальный. Большинство из них давно заброшены, огородами никто не занимается. В лучшем случае приезжают раз в год собрать яблоки и сливы.
Автобус в обратный путь пришлось ждать около получаса. В какой-то степени жителям Гусевского повезло: городской транспорт в их поселок вряд ли отменят. По пути находятся несколько крупных предприятий. На некоторых из них дефицит кадров настолько острый, что большой билборд с вакансиями висит прямо возле главной проходной.

Гусевский – это поселок, где воспоминания о прошлом ярче, чем виды настоящего. Где молодежь мечтает об отъезде, а пенсионеры разбивают клумбы под стенами аварийных домов. Где на вопрос о будущем пожимают плечами и показывают на разбитую дорогу. Не исключено, что еще через десяток лет отсюда уедет последний местный житель.




Для отправки комментария необходимо войти на сайт.