«Реставраторы – как врачи: они сохраняют жизнь». О чем новый спектакль ТТ «Завод»
На следующей неделе состоится премьера спектакля-притчи театрального товарищества «Завод» в главной роли с актером владимирского драмтеатра Александром Аладышевым. Творческая команда проекта готовилась к постановке «Реставратор: Человек-Судьба-Искусство» два года, они погружались в специфику работы реставраторов, осваивали ремесло, беседовали со специалистами и настоящими творцами, имена которых незаслуженно не называют в современном мире: «Чаще всего известно имя создателя произведения, будь то скульптура, будь то живопись, но имя реставратора мы знаем очень редко».
ТТ «Завод» продолжает задавать новые тренды в театральном искусстве. Их проекты давно шагнули за пределы стен театра и площадок, кочуя по символическим местам в естественных декорациях. Это однозначно оживляет постановку, дает волю фантазии как актерам, так и зрителям. Но новая постановка – иного формата. Она не просто охватывает какую-то территорию и рассказывает о том или ином историческом, культурном деятеле, она прослеживает историю всей Владимирской земли и ее великого достояния – от живописных икон до белокаменного зодчества.
За неделю до премьеры журналистов погрузили в, возможно, слегка замыленный мир истории и искусства. В рамках подготовки к премьере экскурсоводы Владимиро-Суздальского музея-заповедника рассказали о двух главных достояниях Владимирской области – Дмитриевском соборе и Боголюбской иконе Божией Матери.
«Нас изначально потрясло то, что реставратор – это человек, который всегда работает со временем, которое было, которое будет, которое что-то пытается сохранить. И для нас всегда будет интересно еще и то, что мы видим и на зданиях, и в людях: и у того, и у другого есть трещины, трещины в отношениях. Нам об этом захотелось поразмышлять», – рассказала продюсер ТТ «Завод» Мария Ремыга-Ганькова.
Дмитриевский собор особенно прекрасен снаружи: при близком рассмотрении можно найти ракушки и кости мелких рыб, и все это из безумно дорогого материала – камня византийских императоров. Но больше всего собор интересен благодаря белокаменной резьбе. На фасаде – 1500 резных камней.
Внутри не менее привлекательные, сохранившиеся до наших дней уникальные архитектурные детали. Например, широко улыбающийся лежащей восьмеркой лев, который в последнее время используется как символ нашего города, а также фрески XII века. С момента их обнаружения ведется работа по сохранению ценной росписи и самого собора. Во время революции храм взламывали и совершали акты вандализма. Он уцелел до наших дней только благодаря реставраторам, которые в том числе сохранили надгробие первого владимирского генерал-губернатора графа Романа Воронцова, выполненное по заказу в Лондоне.
Восстановление иконы Богоматери – абсолютно хирургическая работа. Между собой музейные работники называют место, где показана многолетняя реставрация святыни, операционным столом. Действительно, из-за роковых случайностей икона подверглась многочисленным повреждениям, из-за неправильных условий хранения нижняя часть иконы размягчилась, как губка, восстанавливали ее буквально по частицам.
«В 1756 году была проведена настоящая хирургическая операция. Я не знаю при каких условиях, XVIII век, но аккуратно сняли по волокнам вместе с красочным слоем, отмыли доски от клея, с обратной стороны все соединили и вернули красочное полотно на первоначальное положение. В таком виде икона существует долгое время, вплоть до ХХ века», – рассказала экскурсовод Елена Клестова.
Сейчас икона выставляется в музейном комплексе «Палаты» и реставрируется вахтовым методом. Она находится в отдельной комнате с приглушенным светом и при температуре +14 градусов. Все это необходимо для сохранения столь ценной реликвии как для всего православного мира, так и для нашей страны.
Как раз об этой невероятно сложной и ценной работе наших мастеров и будет повествовать спектакль «Реставратор». Для полного понимания специфики этого ремесла и максимальной правдоподобности команду консультировало несколько реставраторов. В их числе – директор центра изобразительного искусства Светлана Красулина.
«Мы на самом деле как врачи – когда вы к ним приходите, вы им доверяете, но не сразу. То же самое. Не всегда люди доверяют и беспокоятся о той или иной реликвии. Когда ты рассказываешь о себе никогда не знаешь, как режиссер или сценарист это воспримет и продемонстрирует. Я, как и вы, не знаю, что получилось в итоге, я тоже жду предпоказ, для меня это интересно, хотя я и читала сценарий. Но есть моменты, которые я должна увидеть, потому что я понимаю, что это только поверхность айсберга, а как человек это пережил, прочувствовал и какие эмоции у него от этого были… У каждого из нас будет свое прочтение», – рассказала она.
Исполнитель главной роли Александр Аладышев рассказал, что в первую очередь спектакль посвящен реставраторам нашей области разных лет. Но если брать более глубокий смысл постановки, то демонстрируется ремесло через судьбы людей, их личные переживания и время.
«Главное для реставратора – не навреди. А еще усидчивость и терпение. Нам показалось, что это очень здорово переносится на жизнь человека, неважно, чем он занимается. Для нас за эти два года реставратор стал значимым понятием. Реставрация – это чудо. Ты снимаешь один слой, а там оказывается совершенно что-то иное, скрытое от глаз. То есть это постоянные открытия.
Реставраторы удивительные. Чаще всего известно имя создателя произведения, будь то скульптура, будь то живопись, но имя реставратора мы знаем очень редко. Ведь на самом деле без реставраторов не было бы ни Суздаля, ни белокаменного зодчества, ни росписей Андрея Рублева, оно бы не сохранилось. Со временем это бы просто ушло. Это не эго, это что-то другое. В каком-то смысле христианское служение. Без любви это делать невозможно», – считает актер Александр Аладышев.