Миллиарды Говырина: как Доброград может стать аферой десятилетия
6 октября правительственная комиссия по региональному развитию одобрила выделение Владимирской области бюджетного кредита на сумму 5,4 млрд рублей под 3% годовых. Деньги пойдут на строительство котельных для новостроек в Александрове и инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в поселке Доброград Ковровского района. Вот только все эти планы могут обернуться пшиком, а само их продвижение на правительственном уровне – результатом договоренностей между бизнесменом Алексеем Говыриным и бывшим губернатором Владимиром Сипягиным. Оба в сентябре стали депутатами Госдумы.
ПРОДВИЖЕНИЕ ЧАСТНИКА
Для начала проследим хронологию событий. В 2019 году частный город Доброград по решению Законодательного Собрания официально стал поселком. Сейчас там живут порядка 770 человек. В конце 2020-го постановлением правительства рядом с поселком создали особую экономическую зону «Доброград-1», где резидентов на первом этапе практически полностью освобождают от налогов и таможенных пошлин.
Первые соглашения с потенциальными инвесторами были подписаны на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2021 года. ООО «Интекс» планирует открыть в Доброграде производство эластичных медицинских изделий, ООО «Эгида+» − пенополиуретана, а ООО «Литвуд» − товаров для сна. Белый дом сообщал, что объем инвестиций составит порядка 5 млрд рублей, а рабочих мест появится 1500. Всего же в особой экономической зоне и поселке Доброград планируется создать примерно 4280 рабочих мест. Прогнозы очень оптимистические с учетом, что в технопарке в Камешково за три года создали лишь 8 рабочих мест.
На том же ПМЭФ-2021 директор Центра развития Доброграда, тогда еще депутат ЗС Алексей Говырин сообщил, что все работники будут обеспечены инфраструктурой:
«Отличительная особенность предложения, которое делает Владимирская область, − обеспечение сотрудников предприятий резидентов социальной и жилой инфрастуктурой. Это то, чего обычно не хватает для развития промышленных и индустриальных парков. Особая экономическая зона – это часть развивающегося города».
На совещаниях в обладминистрации 28 июня и 12 августа губернатор Владимир Сипягин поставил задачу привлечь в область инфраструктурные кредиты, в том числе на развитие Доброграда. 15 июля экс-глава региона представил проект Доброграда министру строительства Иреку Файзуллину. А 1 октября – на исходе своего правления – Сипягин направил в Минстрой заявки на получение кредитов на сумму более 9 млрд рублей. Особое внимание губернатор вновь уделил Доброграду.
«Комплексное развитие посёлка включает три направления: строительство инженерной инфраструктуры для жилой застройки площадью 186,8 тыс. кв. м и сопутствующей социальной инфраструктуры (школы на 825 мест и 2-х детских садиков на 220 мест каждый), создание туристической инфраструктуры (гостиничного комплекса, вейк-парка и термального комплекса), а также дорожной инфраструктуры для особой экономической зоны «Доброград-1». Всё это будет иметь зримый экономический эффект. Подсчитано, что консолидированный региональный эффект по проекту составит свыше 8 млрд рублей», – сообщала пресс-служба обладминистрации.
Такой инфраструктуре позавидовал бы и Владимир, тем более что в новых микрорайонах, таких как Веризино, социальных объектов практически нет. Тем не менее 6 октября правительственная комиссия одобрила две заявки от региона-33 с суммой финансирования 5,4 млрд рублей. Вице-премьер Марат Хуснуллин с уверенностью заявил, что в Доброграде к 2040 году построят дома для 30 тысяч жителей, а врио губернатора Александр Авдеев рассказал про 10 млрд рублей дополнительных налогов в результате реализации двух проектов.
«Конечно, вложенные средства не должны уходить в песок. В том же Доброграде планируется создание более 4 тысяч рабочих мест, строительство жилья для новых квалифицированных кадров. Будем смотреть на реализацию проекта, если что-то пойдёт не по плану – корректировать», – заявил Авдеев на пресс-конференции 7 октября.
ОДОБРИЛИ ФЕЙК?
У всей этой истории с поддержкой частного инвестпроекта есть и теневая сторона. Депутат Законодательного Собрания от КПРФ Антон Сидорко запросил информацию по проекту Доброград в администрации региона и выяснил интересные подробности.
Оказалось, что проект Доброграда для привлечения федерального кредита был одобрен межведомственной комиссией Белого дома 22 сентября. За него проголосовали 5 из 8 членов комиссии, 2 выступили против, 1 воздержался. Проект одобрили с условием предоставления дорожной карты по переводу земли в собственность муниципалитета и выкупу объектов социальной инфраструктуры.
В то же время в заключении департамента регионального развития от 23 сентября за подписью директора Миланы Яневской говорится, что инфраструктурный проект Доброграда на сумму 3,9 млрд рублей «не отвечает в полной мере требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1189… и не может быть включен в заявку Владимирской области на получение ИБК в представленной редакции». К проекту возник целый ряд замечаний. Простыми словами, областные власти сделали вывод о том, что проект развития Доброграда основан не на экономических и статистических расчетах, а на вольной фантазии и желаниях собственников.
— Кто и зачем поедет в Доброград?
Так, до 2025 года в Доброграде планируется построить 188 тысяч квадратных метров жилья. Туда должны заехать почти 6 тысяч новоселов, т.е. количество жителей поселка вырастет почти в 10 раз за 3-4 года – с 770 до 7547 человек до 2025 года. И все это на фоне прогнозируемого вымирания Владимирской области: к 2030-му численность населения региона сократится с нынешних 1,327 млн до 1,224 млн человек, т.е. на 103 тысячи жителей.
«Очевидно, что прогнозируемый десятикратный рост населения в поселке Доброград ни при каких условиях не может быть обеспечен за счет естественного прироста, исключительно за счет механического (миграционного)», – делает вывод департамент.
Планы по строительству жилья еще не говорят о том, что туда кто-то поедет. Если и переезжать в поселок, то только ради работы. Однако за прошедший год в особой экономической зоне «Доброград-1» не создано ни одного рабочего места, а инвестиционное соглашение о размещении предприятия подписано на конец сентября всего одно.
«Фактически отсутствие развития особой экономической зоны создает угрозу реализации проекта в рамках механизма ИБК»
По проекту, в Доброграде и «Доброграде-1» планируется создать 4,28 тысячи рабочих мест, из них в самом поселке – 2,78 тысячи. Но какой будет уровень зарплат – неизвестно. В то же время квартиры в Доброграде продаются по цене около 95 тысяч рублей за квадратный метр, что в среднем почти втрое выше, чем во Владимире.
«По названным выше причинам граждане, работающие на предприятиях в соседней особой экономической зоне, не станут жителями поселка Доброград. Скорее всего – это будут жители из прилегающих и отдаленных малых и крупных населенных пунктов. Не очевидно, что эта категория граждан будет нуждаться в развитой инфраструктуре поселка Доброград.
Учитывая изложенное, считаем прогноз численности населения явно завышенным, равно как и потребности в инфраструктуре, расходы на развитие которой предлагается включить в ИБК. Не в полной мере обосновано количество создаваемых рабочих мест».
— Зачем нужна инфраструктура?
Также областным властям осталось непонятно, почему социальные объекты – школу и два детских сада – должны построить к концу 2023 года, а ввод жилья запланирован до 2025-го. Будет ли потребность в этих объектах?
Нет понимания и по их размещению. Вся земля в Доброграде находилась в частной собственности, а на момент подачи заявки участок под школу должны были передать хотя бы в безвозмездное пользование муниципалитету. Сделано это было или нет до 1 октября – непонятно.
«Подтверждающие документы о согласии собственника продать земельный участок, либо передать его в безвозмездное пользование, отсутствуют, равно как и согласование планируемого использования земельного участка с собственниками смежных земельных участков», – констатировал департамент 23 сентября.
Вдобавок не был проведен анализ, сколько образовательных учреждений есть в соседних населенных пунктах, ведь если их достаточно, необходимость что-то строить в Доброграде может отсутствовать. Загадкой осталось и то, на какие средства будет финансироваться работа школы и садиков и откуда возьмутся кадры.
«Не приведены в проекте и вопросы организации образовательного процесса в планируемых к строительству образовательных учреждениях, источники поступления кадров, осуществляющих образовательную деятельность, не отражены расходы но содержанию таких зданий и готовности к их содержанию муниципальным образованием за счет средств местного бюджета. По оценке Департамента регионального развития, содержание муниципальной школы и детского сада потребует порядка 85 млн руб. расходов из бюджета Ковровского района».
— Кто даст строить в лесу?
По условиям представления инфраструктурных кредитов, все построенные объекты должны принадлежать муниципалитету или государству и быть построены на государственной или муниципальной земле. В Доброграде же социальную инфраструктуру предлагалось размещать в том числе на частной, неразграниченной земле и даже на землях лесного фонда, где строительство в принципе запрещено.
«Выход из сложившейся ситуации предлагается путем передачи земельных участков частной собственности в безвозмездное пользование муниципалитету с заключением соответствующих соглашений к декабрю 2021 года, что не дает уверенности в их заключении, а также создает риски невозможности реализации проекта до конца 2023 года из-за необходимости решения процедурных вопросов по переводу целевого назначения земли, изменению видов ее использования, регистрации перехода прав и обременении. Все эти процедуры требуют временных затрат».
В итоге департамент регионального развития сделал вывод, что «инфраструктурный проект не может быть одобрен в рамках механизма, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1189».
В связи с этим возникает вопрос, каким образом сырой инвестиционный проект был утвержден Белым домом, отослан в Москву и одобрен правительственной комиссией. Если предположить, что замечания все-таки не были устранены, станет очевидно возможное лоббирование проекта Доброграда. Участвовал в этом и Владимир Сипягин. Главное – какую выгоду он с этого получил и не был ли Доброград разменной монетой при прохождении экс-губернатора в Государственную Думу?